Николай Николаевич Непомнящий
Сто великих загадок Турции
© Непомнящий Н.Н., автор-составитель, 2024
© ООО «Издательство «Вече», 2024
Вступление
Турецкие и прочие ученые, принимаясь писать историю страны, обычно совершают одну из двух ошибок. Они начинают свой труд с неолитических культур, но позвольте заметить, что история Турции – это не история Малой Азии и не история тюрков. Это история турецкого государства, которое отсчитывает свое начало с рубежа XIII–XIV вв.; поэтому, занимаясь собственно Турцией, в более древние времена особо углубляться не следует. Достаточно сказать о том, кем были далекие предки турок и откуда они появились. Ну и конечно, то, сколько тайн и нерешенных историками вопросов после себя оставили…
До сих пор многие гадают, как, каким образом обычная в общем-то азиатская страна добилась столь головокружительных успехов в туристическом бизнесе и стабильно ежегодно привлекает к себе на отдых миллионы людей со всего мира? В этом главный секрет Турции, и разгадать его можно, лишь изучив ее историю и самих ее жителей – простых тружеников-турок, своей старательной работой превративших страну в настоящий магнит для желающих провести лучшие недели, а то и месяцы в году в государстве, находящемся на юго-востоке Европы и юго-западе Азии одновременно.
Выходит, тайны и секреты этого поистине волшебной республики – в самих его людях и их делах, вернее сказать – свершениях и том наследии, которое оставили прежние поколения этих самых людей своим потомкам. О нем-то, этом наследии, и будет наш рассказ.
Сельджукское государство – как оно рождалось
Турки поздно выступили на историческую сцену. Письменных памятников от домусульманского периода не осталось, от первых веков мусульманского периода – немногим больше, и те почти ничего не дают для ознакомления с их жизнью. Летописи других народов (китайцев, византийцев), с которыми туркам приходилось вступать в мирные или военные отношения, также дают мало.
Напоминаем:
Тюркские племена в Малой Азии и на Балканах впервые появляются еще в период так называемого Великого переселения народов. Однако вплоть до VII в. проникавшие в эти районы массы тюркских кочевников быстро поглощались местным этносом и не оставили сколько-нибудь заметного следа в этнической истории региона.
Первоначально кочевые племена тюркского происхождения, известные византийцам под именем огузов, а позднее – турок, жили в Алтайских горах. Около V в. вследствие какого-то толчка – может быть, шедшего из Китая, – они двинулись на юго-запад и заняли местность Туран (Туркестан), откуда вытеснили аваров. В 562 и 568 гг. послы от их великого хана появляются в Византии.
Турки из степей Центральной Азии основали свое первое монархическое государство в Афганистане в конце X в. Государство расширялось, к нему присоединялись всё новые турецкие племена.
В VIII–X вв. начинается более значительный приток тюрок из Средней Азии и Хорасана. Аббасидские халифы привлекают их в западные области халифата, используют как военную силу для защиты границ. На востоке Малой Азии, на границах с Византией, появляются поселения тюркских племен.
Другие тюркские племена, такие как печенеги, узы, куманы (кличани, половцы), продвигаясь с северо-запада, проникают в XI–XII вв. во владения Византии, где их также стремились поселять в пограничных провинциях и использовать как наемников в войске.
Расселяясь среди других обитателей страны, эти тюркские элементы подготавливали будущую тюркизацию Анатолии и Восточной Фракии.
В XI в. к границам Малой Азии подступила новая миграционная волна тюркских, так называемых огузских племен из Средней Азии, изменившая этническую картину региона. Формирование огузского этноса начиналось в Западной Семиречье. После падения Западно-Тюркского каганата (742 г.) эти племена продвигаются к низовьям Сырдарьи, где к IX в. складывается государственное образование сырдарьинских ябгу. В рамках этой кочевой конфедерации шел сложный этнический синтез, в котором принимали участие различные тюркоязычные и другие народы долины Сырдарьи, степей Приаралья и Северного Прикаспия. Племена, вошедшие в состав державы сырдарьинских ябгу, получили с течением времени общее название «огузы».
В IX – начале XI в. обосабливаются две этнические общности – западные и восточные огузы, за последними закрепилось также название «туркмены». В X в. из огузо-туркменского племени кынык возвышается род Сельджука. В X–XI вв., став мусульманами, Сельджукиды повели борьбу против языческих огузских вождей, объединив вокруг себя значительно огузо-туркменские силы.
В конце 900‐х гг. вождь племени по имени Сельджук и его сторонники поселились вокруг оазиса Мерв около Бухары в Узбекистане. Этими территориями управлял Газневид-Турок из Афганистана.
Наша справка:
Сельджук был сыном Тукака, или Тукака Бега (Дукак Демур Ялыг), известного как Темур Ялыг (что означает «железный лук») – из-за его мастерства. В огузской культуре стрелы и лук считаются признаком суверенитета, и, учитывая прозвище Дукака, можно предположить, что он явно был не обычным солдатом, а сю-баши – главнокомандующим. Согласно различным источникам, Дукак был могущественным государственным деятелем и обладал большой властью и влиянием в государстве огузов Ябгу и скончался около 924 г.
Сельджук обладал огромной властью и влиянием среди людей своего племени, которые жили на территории государства огузов Ябгу. Отношения между Сельджуком и огузом Ябгу были омрачены инцидентом, о котором мало что известно из-за отсутствия надежных источников. Тем не менее Сельджук покинул государство огузов Ябгу и иммигрировал вместе со своим племенем в город Джанд, расположенный на левом берегу Сырдарьи. Ходят слухи, что во время этого переселения с Сельджуком было 100 всадников, 1500 верблюдов и 50 тысяч овец. Если каждый всадник приравнивается к семье, сельджуки, мигрировавшие в Джанд, вероятно, были небольшим кочевым сообществом численностью около 500 человек!
Лепная фигурка сельджука. XII в.
Джанд был важным пограничным городом в степях в период с X по XIII в. Этот город, населенный как кочевниками, так и оседлыми людьми, служил подлинными воротами в степь. Джанд был одинаково популярным местом как для мусульман и религиозных пропагандистов из Мавераннахра, так и для торговцев из разных мест. Там Сельджук принял ислам вместе со своим племенем огузов. Это произошло в 985 и 986 гг.
После принятия ислама Сельджук изгнал чиновников, посланных огузом Ябгу в Джанд для сбора ежегодного налога, заявив, что «мусульмане не будут платить дань неверующим», и развязал войну против турок-немусульман. Это вполне может быть доказано историком Аль-Байхаки, который называет Сельджук-бека аль-Маликом аль-Гази Сельджуком (что означает «правитель и религиозный борец Сельджук»).
Самым важным событием, произошедшим в этот период, была смерть старшего сына Сельджука Микаила, который был отцом Тугрул-Бека и Чагри-Бека, основателей Великой