@importknig
Перевод этой книги подготовлен сообществом "Книжный импорт".
Каждые несколько дней в нём выходят любительские переводы новых зарубежных книг в жанре non-fiction, которые скорее всего никогда не будут официально изданы в России.
Все переводы распространяются бесплатно и в ознакомительных целях среди подписчиков сообщества.
Подпишитесь на нас в Telegram: https://t.me/importknig
Уильям Д. Кохан «Последние магнаты. Тайная история»
Оглавление
ГЛАВА 1. "ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ"
ГЛАВА 2. "ЗАВТРА ДОМ ЛАЗАРДА РУХНЕТ".
ГЛАВА 3. ПЕРВОРОДНЫЙ ГРЕХ
ГЛАВА 4. "ВЫ ИМЕЕТЕ ДЕЛО С ЖАДНОСТЬЮ И ВЛАСТЬЮ".
ГЛАВА 5. ФЕЛИКС - РЕМОНТНИК
ГЛАВА 6. СПАСИТЕЛЬ НЬЮ-ЙОРКА
ГЛАВА 8. ФЕЛИКС В ПРЕЗИДЕНТЫ
ГЛАВА 9. "РАК - ЭТО ЖАДНОСТЬ"
ГЛАВА 10. ВИКАР
ГЛАВА 11. МАЛЬЧИК-ЧУДО
ГЛАВА 12. ФРАНШИЗА
ГЛАВА 13. "ФЕЛИКС ТЕРЯЕТ САМООБЛАДАНИЕ"
ГЛАВА 14. "ЭТО МИР БЕЛЫХ ЛЮДЕЙ".
ГЛАВА 15. ЗАКОННЫЙ НАСЛЕДНИК
ГЛАВА 16. "ВСЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, НО НИ ОДНОГО ПОЛНОМОЧИЯ".
ГЛАВА 17. "ОН ЗАЖЕГ ОГРОМНУЮ СИГАРУ И ПОЛЧАСА ПЫХТЕЛ ЕЮ НАМ В ЛИЦО".
ГЛАВА 18. "ЛАЗАРД МОЖЕТ ПОЙТИ КО ДНУ, КАК "ТИТАНИК"!
ГЛАВА 19. БРЮС
ГЛАВА 20. ГРАЖДАНСКАЯ ВОЙНА
ГЛАВА 21. "КОНЕЦ ДИНАСТИИ"
Послесловие
ГЛАВА 1. "ВЕЛИКИЕ ЛЮДИ"
Даже среди великих фирм Уолл-стрит - Goldman Sachs, Morgan Stanley и Merrill Lynch - Lazard Freres & Co. стояла особняком, явно гордясь тем, что отличается от своих конкурентов и превосходит их. На протяжении 157 лет Lazard превосходил своих конкурентов. В отличие от других банков с Уолл-стрит, он конкурировал с интеллектуальным, а не финансовым капиталом, благодаря с трудом завоеванным традициям конфиденциальности и независимости. Его стратегия, проще говоря, заключалась в том, чтобы предлагать клиентам мудрость своих Великих людей, лучших и самых опытных инвестиционных банкиров, которых когда-либо знал мир. Они не рисковали капиталом, предлагая лишь дарвиновскую силу своих идей. Чем лучше была идея, а также проницательность и тактика, необходимые для достижения задуманного результата, тем выше была стоимость Lazard как ценного и надежного советника - и тем больше были кучи денег, которые Великие люди уносили из фирмы на свои пухлые банковские счета. Несколько счастливчиков - да, всегда мужчин - на вершине Уолл-стрит всегда изображались как амбициозные и блестящие, с одной стороны, и беспринципные и безжалостные - с другой. Но тайная история Lazard Freres & Co., самого элитного и загадочного инвестиционного банка в мире, закручивает части этой общепринятой мудрости в узлы непостижимой сложности. Великие люди, о которых рассказывается в этой книге, сколотили огромные состояния - несомненно, но они отказывались признаться кому-либо, и в первую очередь самим себе, что их погоня за богатством привела к непрекращающейся междоусобице. Вместо этого они без иронии говорили о принадлежности к флорентийской гильдии, о советах, которые шептали главам государств и руководителям самых могущественных корпораций мира, и при этом все время пытались сохранить мифическую особую идею, которой была Lazard. Кроме того, они жаждали столь же неуловимой химеры: уверенности в том, что каким-то образом, несмотря ни на что, они одни остались добродетельными.
Но начиная с середины 1980-х годов мудрость стратегии Lazard "Великие люди" начала показывать свой солидный возраст, особенно если сравнивать Lazard с более капитализированными и более сильными и ловкими соперниками. Многочисленные стратегические промахи компании усугублялись все более титанической борьбой поколений внутри Lazard между Феликсом Рохатиным и Стивом Раттнером - суперзвездами инвестиционных банков и столпами нью-йоркского общества, а также странным поведением все более изолированного и озлобленного Мишеля Давида-Вейля, французского миллиардера, который контролировал Lazard и разжигал борьбу из своего имперского логова. А в самый кульминационный момент появился Брюс Вассерштейн, верховный оппортунист, чтобы набить немалые карманы Мишеля. Десятилетия внутренней неразберихи и патерналистского управления привели в конце концов к немыслимому: Lazard Freres освободилась от своих основателей, став такой же публичной компанией, как и все остальные, ее операционные недостатки и непристойная прибыльность открыты всему миру - ее особый престиж утрачен навсегда.
История Lazard всегда была историей междоусобных войн, бедствий и возрождения, окончательно доказывая, что силы "созидательного разрушения" - по знаменитому замечанию австрийского экономиста Йозефа Шумпетера - живы и по сей день в американском капитализме.
Из всех великих людей Лазарда никто не был великим, как Феликс Джордж Рохатин. Многие считали Феликса самым выдающимся инвестиционным банкиром в мире. Именно он спас сначала Уолл-стрит, а затем и Нью-Йорк от финансового краха в начале 1970-х годов. В течение тридцати лет в конце двадцатого века он неофициально руководил компанией Lazard Freres, помогая превратить ее в самое престижное, загадочное и таинственное инвестиционно-банковское партнерство Уолл-стрит. Но в один из тех невероятно близких дней в столице нашей страны, летом 1997 года, Рохатин оказался в конце своего срока работы в Lazard, давая показания перед подкомитетом Сената в надежде получить одобрение своего назначения на должность, которую он долгое время считал ниже своего достоинства.
"Для меня большая честь предстать перед вами сегодня, чтобы получить ваше согласие на выдвижение президентом Клинтоном моей кандидатуры на пост следующего американского посла во Франции", - сказал шестидесятидевятилетний Феликс членам подкомитета по европейским делам сенатского комитета по международным отношениям. "Это также очень эмоциональный опыт, по многим причинам..... Я, как вы знаете, беженец, приехавший в эту страну из оккупированной нацистами Европы в 1942 году. Сколько я себя помню, еще с тех мрачных времен, моей мечтой было стать американцем. Мне посчастливилось осуществить эту мечту, и Америка с лихвой оправдала все мои ожидания. Представлять сейчас свою страну в качестве ее посла было бы кульминацией моей карьеры; то, что меня номинировали представлять свою страну во Франции, стране, где я провел часть своего детства и с которой меня связывают отношения на протяжении всей жизни, как профессиональные, так и личные, кажется мне большим, чем я когда-либо мог надеяться".
По правде говоря, густобровый и боброзубый Феликс более двадцати лет неустанно добивался большего, гораздо большего. С абсолютной ясностью ума он понимал, что заслуживает большего, чем должность посла, которую он однажды сравнил с постом дворецкого. Феликс был Великим человеком из Lazard, Ле Корбюзье самых важных сделок по слиянию и поглощению, или M&A, второй половины двадцатого века. Он был непревзойденным дождевиком и корпоративным доверенным лицом, который из года в год в одиночку получал сотни миллионов долларов гонораров для себя и своих партнеров, контролируя своих коллег с помощью восхитительного сочетания страха и жадности.
В