Кэтрин Белтон
ЛЮДИ ПУТИНА
О том, как КГБ вернулся в Россию, а затем двинулся на Запад
Моим родителям Марджори и Дереку, а также Ричарду и Кэтрин Биркетт.
Главные действующие лица
Ближний круг Путина
Силовики
Игорь Сечин — доверенное лицо Путина, бывший агент КГБ из Санкт-Петербурга, сделал карьеру в качестве заместителя руководителя кремлевской администрации и руководил национализацией российского нефтяного сектора. Из-за своего пристрастия к заговорам прославился как «русский Дарт Вейдер».
Николай Патрушев — влиятельный экс-руководитель Федеральной службы безопасности (ФСБ), действующий секретарь Совета безопасности.
Виктор Иванов — бывший офицер КГБ, служил вместе с Путиным в ленинградском КГБ, во время первого президентского срока Путина был заместителем руководителя администрации, организовал первичную экспансию Кремля в экономику.
Виктор Черкесов — высокопоставленный сотрудник КГБ, глава петербургского отделения ФСБ и наставник Путина, переехал вместе с ним в Москву и остался приближенным советником вначале как первый заместитель главы ФСБ, затем — как директор Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков.
Сергей Иванов — бывший офицер ленинградского КГБ, один из самых молодых генералов в российской внешней разведке 1990-х годов, во время путинского президентства сначала назначен министром обороны, а затем — руководителем кремлевской администрации.
Дмитрий Медведев — юрист, начал с должности заместителя Путина в администрации Санкт-Петербурга в возрасте чуть старше двадцати лет и далее шел по путинским следам: вначале стал заместителем руководителя администрации Кремля, потом — председателем правительства РФ и затем временно сменил Путина в президентском кресле.
Бизнесмены, связанные с КГБ
Геннадий Тимченко — предположительно бывший агент КГБ, сделал карьеру в сфере советской торговли и стал сооснователем одной из первых нефтяных компаний до развала СССР. Тесно сотрудничал с Путиным с начала 1990-х годов и, как утверждают некоторые его коллеги, еще до падения советского режима.
Юрий Ковальчук — физик, присоединился к группе связанных с КГБ бизнесменов, чтобы забрать петербургский банк «Россия», который, по информации Минфина США, стал личным банком Путина и других высших чинов.
Аркадий Ротенберг — бывший путинский партнер по дзюдо, стал миллиардером после того, как государство передало его компаниям многомиллиардные подряды на строительство.
Владимир Якунин — высокопоставленный сотрудник КГБ, работал под прикрытием в представительстве ООН в Нью-Йорке, затем вместе с Ковальчуком возглавил банк «Россия». Путин назначил его главой государственной железнодорожной монополии.
Семья — круг родственников, чиновников и бизнесменов из близкого окружения первого президента России Бориса Ельцина
Валентин Юмашев — журналист, завоевавший доверие Ельцина во время совместной работы над мемуарами; назначен главой администрации президента в 1997 году. Женился на дочери Ельцина Татьяне в 2002 году.
Татьяна Дьяченко — дочь Ельцина, официально работала имидж-консультантом президента, но в основном выполняла функцию доверенного лица.
Борис Березовский — математик, сколотил состояние на торговых схемах АвтоВАЗа, выпускающего символ советской эпохи автомобиль «Жигули», чем завоевал расположение Ельцина и Семьи. С приобретением нефтяной компании «Сибнефть» стал ключевым игроком в среде связанных с политикой олигархов эпохи Ельцина.
Александр Волошин — экономист, совместно с Березовским реализовывал приватизационные и другие схемы; переведен в Кремль в 1997 году на должность заместителя Юмашева, главой администрации стал в 1999 году.
Роман Абрамович — торговец нефтью, протеже и коллега Березовского. По свидетельству Александра Коржакова, являлся «бухгалтером» Семьи, но сам этот факт отрицал. Считается, что поддерживал «хорошие взаимоотношения» с Путиным.
Сергей Пугачев — православный российский банкир, разрабатывал сложные схемы финансирования ельцинского Кремля, затем приобрел известность как путинский банкир. Сооснователь Межпромбанка, курсировал между Семьей и силовиками.
Олигархи эпохи Ельцина, вступившие в конфликт с людьми Путина
Михаил Ходорковский — комсомольский функционер, первый и самый успешный российский бизнесмен эпохи перестройки и 1990-х годов.
Бандиты и рядовые сотрудники КГБ
Санкт-Петербург
Илья Трабер — советский подводник, в годы перестройки занялся торговлей антиквариатом на черном рынке, затем стал посредником между службами безопасности Путина и Тамбовской организованной преступной группировкой (ОПТ), которая контролировала ключевые стратегические активы Петербурга, морской порт и нефтяной терминал.
Владимир Кумарин — глава Тамбовской ОПТ, потерял руку во время покушения; стал известен как «ночной губернатор» Санкт-Петербурга; участвовал в бизнес-деятельности вместе с людьми Путина, в основном с Ильей Трабером.
Москва
Семен Могилевич — член организованных преступных сообществ, в конце восьмидесятых годов стал банкиром наиболее влиятельных ОПТ России, включая Солнцевскую. За счет перекачки денег на Запад и торговли наркотиками и оружием создал собственную криминальную империю. В 1970-х годах был завербован КГБ и стал «криминальной рукой российского государства».
Сергей Михайлов — предположительно глава Солнцевской ОПГ, тесно сотрудничал со связанными с КГБ бизнесменами, позже наладил отношения с магнатом недвижимости в Нью-Йорке Дональдом Трампом.
Вячеслав Иванков (Япончик) — бандит, был отправлен Могилевичем на Брайтон-Бич, Нью-Йорк, для контроля за находящейся там Солнцевской преступной группировкой.
Евгений Двоскин — бандит с Брайтон-Бич, после возвращения в Москву вместе со своим дядей Иванковым обрел печальную известность как «теневой банкир» России. Объединив усилия с российскими спецслужбами, отправлял миллиарды долларов черным налом на Запад.
Феликс Сатер — друг детства Двоскина, ключевой бизнес-партнер организации Трампа, участвовал в ряде его строительных проектов, одновременно поддерживая связь с высшими чинами российской разведки.
«Руководители российских организованных преступных группировок, их члены., их коллеги переезжают в Западную Европу. Они покупают недвижимость, открывают банковские счета, интегрируются в местные сообщества, и к моменту, когда Европа поймет, что происходит, будет слишком поздно».
Роберт Левинсон, бывший специальный агент ФБР
«Я хочу предупредить американцев. На человеческом уровне вы имеете очень наивные представления о том, что такое Россия и каковы ее намерения. Вы полагаете, что, если Советского Союза уже не существует, то Россия стала вам другом. Но это не так, и я могу показать, как именно СВР пытается разрушить США даже сейчас и делает это еще яростнее, чем КГБ во времена холодной войны».
Сергей Третьяков, бывший полковник Службы внешней разведки России (СВР) в Нью-Йорке.
Пролог
Московские правила
Поздний майский вечер, 2015 год. Сергей Пугачев листает страницы старого семейного альбома. На одной фотографии — празднование его дня рождения на московской даче. Сын Виктор уставился в пол, а дочь Владимира Путина Мария с улыбкой что-то шепчет ему на ухо. На другом снимке Виктор и его брат Александр позируют на фоне деревянной винтовой лестницы в кремлевской президентской библиотеке в компании обеих дочерей Путина. В сторонке стоит Людмила Путина, тогда еще жена российского президента. Она улыбается.
Мы сидим на кухне в последнем