Иван Павлов
Размышления о теоретической физике, об истории науки и космофизике
Предисловие
«…и пусть тогда они БАТУТОМ доставляют своих астронавтов на МКС!»
Д. О. Рогозин, глава Роскосмоса.
Возможно, это несерьёзно — начинать столь серьёзный анализ со столь смешного и нелепого заявления. Но так ли уж оно нелепо? Существует ли реальная возможность добраться на МКС (или в туманность Андромеды) таким способом? Любому, кто знаком с элементарной физикой, такой вопрос покажется глупым, ведь и с помощью мощных зенитных артиллерийских установок искусственный спутник Земли не может быть запущен даже на околоземную орбиту, не говоря уже о том, чтобы добраться до ближайшей к нам спиральной галактики.
Однако так ли уж хорошо мы знаем «элементарную» физику? Всё, с чем работает сегодняшняя инженерная наука (механика), зиждется на законах, открытых около 300 лет тому назад. Конечно, с тех пор появились и электродинамика (с ней мы имеем дело ежедневно), и теория относительности (практическое приложение — средства связи и глобального геопозиционирования) и квантовая механика (а вот реальные устройства, зиждущиеся на её основе ещё только предстоит создать), но БАЗИС, заложенный Ньютоном, по-прежнему лежит в основании всех механизмов, посредством которых осуществляется движение. Непосредственно получать электроэнергию из атомов при их распаде мы не умеем, всё равно в основе процесса выработки электроэнергии лежит вращательное движение ротора динамо-машины, обычно осуществляемое с помощью паро- газо- или гидротурбины (причём вырабатываемый ток снимается чаще со статора, в то время как ротор исполняет роль магнитной болванки).
Таким образом, наши представления о движении являются достаточно примитивными, особых прорывов в данном направлении ожидать не приходится. Или всё же какие-то проблески есть? Задачей, которую мы себе поставили, является «вытащить из подполья» тех исследователей, о которых научное сообщество по каким-то причинам забыло. Может быть, эти причины были объективные, может быть субъективные, в любом случае (а особенно — во втором!) следует поближе познакомиться с их размышлениями. Они очень глубокие, поначалу непонятные, но, по мере погружения в эти идеи становится понятно — четкой картины мира не существовало как тогда, так и, тем более, её нет и сейчас. На наш взгляд, погружение в историю физики (глубокое, по-настоящему глубокое погружение!) необходимо, прежде всего, для того, чтобы найти новые направления движения в науке. Это может показаться противоречивым, но научное сообщество — очень ограничено на самом деле, и некоторые (очень многие!) факты могут оказаться попросту забытыми. Это ни в коем случае не умаляет важнейшей роли научного сообщества в объяснении устройства мира, в техническом прогрессе, но зафиксировать, удержать в памяти и объяснить абсолютно всё, что происходило в самый бурный период развития науки и техники, просто невозможно. Не только для отдельного человека, но и для огромной исследовательской группы. Поэтому необходима глубочайшая проработка каждого факта, тем более что последние события, произошедшие в конце 20-х гг. XXI века, показавшие фундаментальную роль воды в формировании жизни и самой Вселенной, дают нам все основания для творческого переосмысления научного наследия человечества. В путь!
Для кого эта книга? Прежде всего, она адресована исследователям-экспериментаторам и инженерам, интересующимся проблемами освоения космического пространства и энергетики. Мы постарались дать наиболее исчерпывающий обзор, включающий в себя теорию, исторические факты и результаты экспериментов, нуждающихся в проверке и дополнительном исследовании. Будет ли наш труд практически полезным и поспособствует ли он прорыву в космос — покажет время.
Глава 1. Об ИЭУ или В глубине Океана Жизни
Итак, что же это такое ИЭУ? Ответ очень короткий. Это Информационно-Энергетическое Учение. Система взглядов, полагающая информацию источником всего сущего, если коротко. Информация, согласно ИЭУ, существует в виде Информационных полей различной степени сложности. Понятия, привычные для физического мира (скорость, расстояние, время, энергия, импульс), в мире Информационных полей отсутствуют.
Термин ИЭУ был введён нашим соотечественником, доктором медицинских наук, членом МАНЭБ (Международная академия наук, экологии и безопасности человека и природы), Коноваловым Сергеем Сергеевичем, о деятельности которого можно узнать из его книг, коих к сегодняшнему дню вышло больше 30. Здесь имеет смысл обратить внимание лишь на три ключевые книги, в которых обсуждаются с опорой на различные источники, вопросы, рассматриваемые мною здесь. Это «Путь к здоровью», «Человек и Вселенная» и «Творение Мира». Выстроены они в порядке возрастания сложности восприятия и глубины обсуждаемых вопросов.
Хотя сам термин был введён относительно недавно, явление, которое им обозначено, известно человечеству достаточно давно, и из разных источников. Мы не имеем намерения обсуждать эти источники детально. Скажем лишь, что объединяет их наличие представлений об «иной реальности», порождающей нашу, физическую реальность, а отличает от ИЭУ отсутствие сугубо практической направленности.
Настоящая монография — попытка придать эфемерным представлениям какую-то практическую направленность, но не в сфере медицины, а в инженерно-технической сфере.
1.1. Какие свидетельства есть в пользу ИЭУ в истории развития науки?
Само развитие теоретической физики, её исторический путь становления, может, в определённой степени, служить таким свидетельством. К сегодняшнему дню квантовая физика, физика элементарных частиц, усложнились настолько, что, во-первых, понятны исключительно ограниченному кругу лиц (просто невозможно представить себе, что теория суперструн станет когда-нибудь инструментом в руках практикующего инженера), а во-вторых, претендуя на объяснение и расчёт абсолютно всего, что существует во Вселенной, по сути, не привносит в физику ничего нового, только сводит воедино все существующие законы и понятия. Причём делает она это весьма нестройно (1). Неслучайно и теория суперструн и M-теория (обобщение теории суперструн) и проблема т. н. «Великого объединения» (речь о 4-х фундаментальных взаимодействиях) названы в числе важнейших проблем современной науки.
К чему же пришла физика на сегодняшний день? Если коротко, можно сказать следующее: чем больше мы стремимся объяснить для себя Вселенную, тем больше оное объяснение «ускользает» от нас. У И. Губермана есть на эту тему четверостишие, которое я здесь не буду цитировать. Но суть оно передает верно: природу не так-то просто познать, со своими тайнами она расстаётся весьма неохотно, а что-то и вовсе предпочитает «держать при себе», ибо это может «…привести человечество к гибели в один миг…» (С. С. Коновалов, «Творение Мира»). Таким образом, можно говорить о разумном начале во Вселенной и об отсутствии разумного начала в действиях человечества Земли.
Среди крупных физиков-теоретиков о фундаментальной роли информации в построении Вселенной впервые заговорил Дж. Уилер, предложивший в конце 80-хх гг. XX в. концепцию антропного принципа участия (реальность создаётся наблюдателем). В