Глава 1
Ныне российское фигурное катание один из самых элитных и медийных видов спорта. Фигуристы с тренерами постоянно мелькают в ТВ и прессе, билбордами с их изображениями увешаны торговые центры и спортивные магазины. Благодаря этой медийности в спорт пришла огромная фанатская аудитория, которой доселе не было в нем. Никогда. Даже в пресловутое советское время.
Рядовой человек запускает браузер, чтобы посмотреть новости, и видит в горячем, какие места заняли российские фигуристы и фигуристки на мировых первенствах. Что же произошло? Попробуем разобраться вместе. И в первую очередь поговорим о человеке, кто поднял уровень российского, а вместе с ним и мирового женского фигурного катания на небывалую высоту.
Речь пойдёт о Заслуженном тренере России Этери Георгиевне Тутберидзе, которая прославилась своими чудо-чемпионками, уже на протяжении целого ряда лет раздвигающими границы фигурнокатательного спорта в бесконечность. И тут же возникает закономерный вопрос — как же так получилось? Что произошло? Почему Россия совершила столь грандиозный прорыв в этом виде спорта? Поехали. Начнём издалека.
Что же представляло собой женское одиночное катание до олимпийского сезона 2013-14 годов, когда Тутберидзе впервые появилась перед широкой публикой со своей ученицей Юлией Липницкой? Всё было весьма и весьма плохо. После гениальных фигуристок Марии Бутырской и Ирины Слуцкой, блиставших в начале двухтысячных годов, в данном виде спорта в России наступил продолжительный спад. Российские фигуристки не только не могли выиграть медалей никакого достоинства, но им даже не получалось войти в десятку сильнейших спортсменок на чемпионатах мира и Европы. Не было абсолютно никаких более-менее талантливых спортсменок, способных бороться за пьедестал или хотя бы за места ближе к нему.
Дела шли столь плачевно, что из США приехала выступать за Россию американская фигуристка с русскими корнями Ксения Макарова, которая теоретически могла входить в десятку на мировых соревнованиях. Позже в борьбу включилась Алена Леонова, воспитанница Евгения Рукавицына, представительница питерской школы фигурного катания, которая даже смогла как-то завоевать серебряную медаль чемпионата мира. Но надо иметь в виду, что технический уровень тех времён был довольно низок и в принципе, на медали могла претендовать любая фигуристка, без падений откатавшая средний мировой прыжковый контент.
К сожалению, это серебро оказалось единичным случайным выстрелом и более Алена не выигрывала ничего более менее значимого. Из фигуристок того периода можно выделить еще Полину Коробейникову, ученицу Виктории Буцаевой. Удивительно красивая высокая фигуристка с идеальным скольжением. К сожалению, у девушки были проблемы со старшими тройными прыжками, лутцем и флипом, как впрочем и у всех фигуристок, кого я упомянула. Максимум Полины — четвёртое место Чемпионата Европы предолимпийского сезона 2012-2013 года. Однако в фигуристку поверили. И даже сняли превьюшку для Олимпиады в Сочи. Но потом настал спад и Полина закончила карьеру.
Все вышеупомянутые спортсменки выступали крайне нестабильно и, конечно же, быть надеждой России в женском одиночном катании никак не могли.
Однако не все так было плачевно, дорогие друзья. В конце двухтысячных годов все чаще стали говорить о юных дарованиях Аделине Сотниковой и Елизавете Туктамышевой. Первая тренировалась в Москве в спортшколе ЦСКА у тренера Елены Буяновой, вторая в спортшколе "Звездный лед" у тренера Алексея Мишина. Эти девочки, настоящие самородки, прыгали казавшиеся тогда безумно сложными каскады тройной лутц — тройной тулуп и тройной лутц —тройной риттбергер уже в двенадцать лет.
Для женского одиночного катания России такое техническое мастерство казалось недостижимым, да и в мире-то подобные каскады делали сущие единицы, вроде признанных звёзд Мао Асады и Ю На Ким. Талант наших девочек был столь впечатляющ, что им в обход правил, разрешавших участие в Чемпионате России только с четырнадцати лет, разрешили стартовать намного моложе. Так сильно спортивные чиновники хотели увидеть спортсменок в деле.
...Чемпионат России сезона 2008-2009. Двенадцатилетние Сотникова и Туктамышева банально перепрыгивают дорогими рёберными прыжками и сложными каскадами возрастных фигуристок и занимают первое и второе места. Сенсация и скандал. Над Сотниковой и Туктамышевой дамокловым мечом начинает висеть неофициальный статус надежд России в фигурном катании на Олимпиаду в Сочи 2014.
Прошу отметить этот факт, дорогие друзья. Именно с этого момента, а не с уникумов Тутберидзе началась эпопея тонких и звонких юниорок, в одни ворота выносящих взрослых спортсменок. Почему же так получается, что юные девочки практически всегда выигрывают у более взрослых соперниц?
Заслуженный тренер России Алексей Николаевич Мишин как-то сказал в интервью, что он предпочел бы взять в свою группу троих посредственных мальчиков, нежели одну подающую надежды девочку. И это несмотря на то, что у него в группе была чемпионка мира Лиза Туктамышева. Почему же он это сказал, уважаемые друзья?
Дело в том, что в фигурное катание дети приходят, как правило, в три-пять лет, совсем крохами. Если привести ребенка позже, считается, что он не достигнет уже уровня мастерства, необходимого для спорта высших достижений. Хотя, спортивной истории известны факты, когда ребенка отдавали в фигурное катание даже в восемь лет. Например, американский фигурист Джонни Вейр и российская фигуристка Серафима Саханович начали заниматься примерно с этого возраста.
Однако, есть важная оговорка — для того чтобы более-менее успешно прийти в фигурное катание в более позднем, нежели другие дети возрасте, ребенок должен до этого заниматься другим видом спорта. Он уже должен быть физически развит и дисциплинирован. Вейр занимался до фигурного катания конным спортом, а Саханович спортивными танцами.
К десяти годам юные фигуристы обладают абсолютно всеми техническими навыками катания, доступными взрослому фигуристу, за исключением элементов ультра си. Далее дети только оттачивают хореографию, подачу образа и приобретают плавность и красоту скольжения.
Девочкам приходится намного труднее. Не зря фигурное катание относится к сложнокоординационным видам спорта. Когда в детском возрасте закладывается базовая техническая составляющая, фигуристки ещё обладают легким и практически плоским телом. Годами девочки привыкают прыгать и кататься так, как их учили в раннем детстве. Однако потом наступает пубертат, вырастает грудь, увеличиваются бедра и тазовая часть, соответственно, сильно меняется центр тяжести. При этом вся базовая техника сбивается напрочь. Плюсом добавляется психологическая нестабильность, присущая подростковому возрасту.
Иногда техника девочки разваливается настолько, что у фигуристки не получаются не только прыжки, но и вращения и даже шаги. Она банально разучивается кататься на ребрах. Именно в этом возрасте для спортсменок, блиставших в юниорах, наступает черная полоса провальных выступлений, тяжелых травм и апофеозом, окончание карьеры.
Вот почему А. Н. Мишин сказал что лучше работать с мальчиками, а