КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ВЫБОРЫ В ПАРЛАМЕНТ
— Здравствуйте!
— Здравствуйте, Михаил Васильевич!
— Я чувствую, что Вы втянулись в эту большую работу, достаточно интенсивную, но вполне Вам под силу?
— Да, я с ужасом думаю, что делать, когда закончатся Ленин, Сталин, Маркс с Энгельсом?
— Ну, пока ещё есть впереди некоторые перспективы. Но вот ещё один том и будет треть от всех томов Ленина. В Полном собрании сочинений Ленина 45 томов. И 10 томов писем, но это уже дополнительные работы.
А в 2020 году Ленину исполнилось 150 лет! Есть разные формы празднования. Мы провели конференцию в Разливе 22 числа. КПРФ собралась 17 октября проводить. А у Вас такая форма отметить 150-летие Ленина — взять и прочитать его сочинения. Я советовал бы и другим эту форму использовать, потому что многое в жизни становится проще, яснее. Человек твёрже будет стоять на ногах. Длительное общение с умным человеком влияет на вас, вы чувствуете, что под воздействием этих произведений расширяется ваш горизонт. Видно интенсивную работу и хочется тоже поработать столь же интенсивно. На примере тома, который Вы держите в руках, мы можем видеть, что он охватывает сравнительно небольшой период времени, но как много сделано выступлений, которые этот том образовали!
— Сентябрь 1906 — февраль 1907 года. 6 месяцев. Я теперь по другому смотрю на толстые книги “Война и мир” Толстого. Ну что это? Полгода жизни Ленина?
— Это разные формы постижения мира, они не сопоставимы. Гегель учил, что есть три формы постижения мира: религиозная (т. е. фантастическая), в образах (живопись, архитектура, художественная литература и т. п.) и в понятиях. Постижение в понятиях –это высшая форма. Вот вы сейчас постигаете ленинизм. Постижение заключается в изучении. Причём в последовательным изучении, когда вы видите, какая мысль Ленина какое получила развитие в его последующей деятельности. Вы видите диалектическую картину развития рабочего класса России, борьбы с буржуазией и всякими отступлениями.
Ленин занимается философией, чтобы определить, кто материалист, а кто нет. А побеждать вы сможете, только если вы диалектический материалист. Надо знать науку о единстве и борьбе противоположностей.
Ленин к этому подходил, Вы к этому подходите, и те, кто смотрит и читает наши беседы, тоже проходят вместе с нами этот путь. Путь к пониманию, как появляется такая фигура, как Ленин. Мы вместе с Лениным поднимаемся вверх. Если мы всё будем добросовестно изучать, это не значит, что мы станем такими, как Ленин, но, по крайней мере, соратниками Ленина в нынешней современной жизни мы быть можем. В этом нуждается рабочий класс. Кто-то же должен освещать путь рабочему движению!
— Такие, как Ленин, и не нужны. Каждый хорош на своём месте.
— Как это не нужны? Такие как Ленин нужны! Например, Ленин сидел в Разливе, а в это время Сталин организовывал VI Съезд. Там сделал доклад, было принято решение о вооружённом восстании. А Сталин умер и никого не оказалось. А вот был бы Киров жив, я думаю, он тоже мог бы заменить Ленина.
— Я слово “как” понимаю в том смысле, что каждый человек где и в какое время родился, там и сгодился.
— Человек никогда не знает, кем он станет. Это уже не вопрос его изначальных намерений. Жизнь по-разному может сложиться. Скажем, 10 лет назад Вы знали, что будете проводить передачи по изучению Полного собрания сочинений Ленина?
— Я по-другому ставлю вопрос: от меня зависит! Мой жизненный путь это последовательность принятых мною решений.
— Правильно. Но мы знаем, что человек есть продукт обстоятельств и воспитания. Не будете с этим спорить? Это Маркс написал.
— Спорить не буду. Фраза “как Ленин” мне не нравится, потому что некоторыми людьми она может быть воспринята очень узко. Читая последовательно, мы видим, как можно развить самого себя — соединить теорию с практикой. Каждый человек, соединяя теорию с практикой, может себя развить.
— Тут есть ещё одна проблема. Каждый человек в силу сложившегося разделения труда занимает какое-то место в этой системе. И эта система разделения труда всё время усложняется. Специализация бывает настолько узкой, что несколько человек смогут сломать общую работу, которую может сделать только общество в целом.
— Так и капитализм можно разрушить?
— Разделение труда идёт дальше. Если не знать основные положения науки о целом, то тогда это разделение труда не превратится в общую кооперацию. Разделение будет, а соединение пропадёт. Мы помним, как ломали Советский союз, целыми кусками! Отрасли, органы, направления, люди… Они своё дело знали, но как чуть изменилась ситуация, всё разъехалось. А наладить не получилось, наладчиков не оказалось. Должны быть люди в обществе, которые хоть и занимаются своими частными делами, должны следить и за целым. В принципе, это задача каждого человека.
— “Нужно каждую кухарку учить управлять государством”.
— Да. Совершенно верно. Некоторые думают, что это утопия. Почему же? Каждый, кто управляет государством, поджарил себе яичницу — вот он и кухарка, и управляющий государством. Не надо усложнять.
— Первая статья называется “Партизанская война”. “Вопрос о партизанских действиях сильно интересует нашу партию и рабочую массу. Мы уже затрагивали неоднократно этот вопрос мимоходом и теперь намерены приступить к обещанному нами более цельному изложению наших взглядов. Начнём с начала. Какие основные требования должен предъявить всякий марксист к рассмотрению вопроса о формах борьбы? Во-1‑х, марксизм отличается от всех примитивных форм социализма тем, что он не связывает движения с какой-либо одной определённой формою борьбы. Он признает самые различные формы борьбы, причём не «выдумывает» их, а лишь обобщает, организует, придаёт сознательность тем формам борьбы революционных классов, которые возникают сами собою в ходе движения. Безусловно враждебный всяким отвлечённым формулам, всяким доктринёрским рецептам, марксизм требует внимательного отношения к идущей массовой борьбе, которая с развитием движения, с ростом сознательности масс, с обострением экономических и политических кризисов порождает все новые и все более разнообразные способы обороны и нападения. Поэтому марксизм безусловно не зарекается ни от каких форм борьбы”.
— Партизанская борьба связана с тем, что там нет какого-то единого командования, нет единого плана. Люди снизу по собственной инициативе ведут борьбу. И в Великую Отечественную были партизанские отряды, которые создавались централизованно, а были такие, где люди сами уходили в лес, организовывались и нападали на противника, отрезали ему пути сообщения, взрывали поезда с военной техникой и т. д.
— “Марксизм ни в