Людмила Даниленко
История шляпы
Осенний ветер, как малолетний хулиган, заворачивал по улицам города. Он с воем поднимал пыль, опавшую листву, и яростно пытался сорвать одежду с прохожих. Они зябко кутались и ускоряли шаг, чтобы не лишиться своих вещей. Но шляпу всё же сорвало. Сначала, её швырнуло на землю, и она колесом катилась по дороге. Потом, новая волна мощного, воздуха подхватила и затянула в яркий круговорот осенней листвы. Жёлто-багровая палитра мелькала вокруг, и шляпа приходила в восторг от ошеломительной огненной феерии.
— Добрый день. Добрый день. — приветствовала она каждый листок.
— Ничего доброго в нём нет! — ответил недовольный кленовый лист.
— Почему же? — спросила шляпа.
— Потому что… — хотел, было, ответить кленовый лист, но его отнесло в сторону. Выполнив несколько виражей, он снова приблизился к шляпе. — Мы не принадлежим себе! Кто мы такие, в этом жестоком мире?!
— Я шляпа, очень приятно. — сказала шляпа.
— Мы лишь песчинки в круговороте стихии, и она не даст нам шанса! Мы будем жить по её правилам, и она будет решать нашу судьбу! А судьба роковыми прожилками начертана на хрупком листе. Пепел и тлен вот наш исход!
— О, нет, нет! Со мной этого не случиться! Я шляпа. А тот мужчина, что бежит по дороге, это мой хозяин. Сейчас он догонит меня и водрузит на свою прекрасную, профессорскую голову. Поверьте, так было уже не раз.
— Тогда, я бы посоветовал ему ускорить бег, иначе он может остаться без головного убора. Удачи вам с профессоро-о-о… — прокричал кленовый лист и затерялся в обезумевшем от ветра листопаде.
Шляпа тоже кувыркалась в воздухе, хотя уже была согласна вернуться на законное место. Но ветер, как насмешник, продолжал свою игру и уносил всё дальше. Она недоумевала, отчего хозяин не может догнать её? Отчего, вместо того, чтобы прибавить хода, он еле передвигает ноги, и всё чаще останавливается, схватившись за грудь? А шляпе оставалось лишь наблюдать, как удаляется непокрытая, седая голова и теряется из вида.
— Моя голова! Моя голова! — кричала шляпа, но ветер неумолимо уносил прочь, а потом, словно наигравшись, бросил её на землю. Она смотрела по сторонам, но сложно было разглядеть, что-либо с такого ракурса. Ведь шляпа привыкла находиться выше головы и даже видела всё немного раньше своего хозяина. Но теперь, она разглядывала пожухлую траву, кусок серого неба и растерянно повторяла:
— Голова! Где, ты, моя голова!
В ответ, лишь ветер передразнил своим воем и пошёл дождь. Шляпу не страшил дождь. Чего не скажешь о маленькой мыши, которая решила укрыться от непогоды, и юркнула под шляпу.
— Мышь. — сказала шляпа.
— Кто здесь? — испуганно, промолвила мышь.
— Я шляпа, очень приятно. А ты мышь, семейство млекопитающих, из отряда грызунов, обитаешь повсеместно.
— Ага! Увидеть меня можно, где угодно и погрызть чего-нибудь страсть, как люблю. С удовольствием сказала мышь и принялась надгрызать шляпу. — М-м, да ты вкусная!
— Да, чистая шерсть козы, особой породы. Коза — домашнее животное, вид парнокопытных из рода горные козлы, семейства полорогих. Питается исключительно растительной пищей. — отрапортовала шляпа и была собой довольна.
— Растительной — это хорошо. Значит, ты меня не съешь. Ты умная! — сказала мышь.
— Конечно, я ведь всю жизнь покрывала голову настоящего профессора. Если бы ты знала, сколько умных, полезных мыслей в его голове!
— А теперь, где эта голова? — спросила мышь и откусила от шляпы ещё кусочек.
— Нам пришлось расстаться, но это временно. Она непременно отыщет меня. Ведь она не сможет без меня и шагу ступить. Куда бы она не направлялась, я всегда на ней. — заверила шляпа. Тут же на её слова, раздался неприятный, ехидный смех.
— Кто это? — испугалась мышь.
— На мне сидит богомол. — спокойно ответила шляпа. — Богомол обыкновенный или религиозный, семейство настоящих богомолов, отряд богомоловых.
— О! Он верующий? У нас некоторые мыши тоже в церковь ходят. — с участием спросила мышь.
— Вряд ли. Более того, богомолам присущ каннибализм. — ответила шляпа.
— Это как? — удивилась мышь.
— Самки поедают самцов. — констатировала шляпа.
— Ого! И их там целый отряд? Пойду-ка я отсюда, подобру-поздорову. — сказала мышь и ушуршала из-под шляпы
— Я, пожалуй, тоже пойду. А ты жди свою голову, может дождёшься, а может нет. — сказал богомол и снова, злорадно рассмеялся.
Шляпе неприятно было это насекомое. Она знала всю его коварную сущность. Поэтому с облегчением вздохнула, когда богомол ушёл восвояси. Она снова осталась одна и с надеждой оглядывалась по сторонам. Шляпа была уверена, что её голова обязательно найдётся, и она предвкушала этот счастливый миг. Но прошёл день, за ним другой, третий, а шляпа оставалась на том же месте. Частенько, её стала навещать довольно любопытная птица. Она садилась рядом, клевала, и пыталась перевернуть. Из всех энциклопедических знаний шляпа выделила, что птицу зовут сорока, она белобока и умеет что-то варить. Что именно, шляпа вспомнить не могла. Она многое забыла, перестала думать и размышлять, и даже стала забывать кто она сама. Поэтому, когда вернулась мышь, шляпа не сразу обратила на неё внимание. Только когда она почувствовала, что кто-то грызёт её со всех сторон, воскликнула:
— Кто здесь?
— Это же я мышь. — услышала она в ответ. — Ты что, шляпа, не узнала меня?
— Да! Я шляпа! — с радостью вспомнила она. — А ты мышь? — шляпа ощущала некое противоречие, ведь под ней находилась не одна мышь, а несколько и все они дружно поедали её поля.
— Да. А это мои братья и сёстры. — представила мышь.
— Братья и сёстры? Ну, тогда всё правильно, вы мыши. Множественное число. — радостно констатировала шляпа.
— Конечно, правильно. Нас, бесконечно, множественное число. — ответила мышь. — Давай, расскажи что-нибудь моим братьям и сёстрам.
— А что рассказать? — спросила шляпа.
— Ну, там что-нибудь, про млекопитающих, про грызунов. Про горных козлов. Ну там, про рога, копыта. И ещё про богомола. Кого он там съел?
Шляпа не поняла сути вопроса, но так рада была общению, и собрав разрозненные обрывки своих мыслей, начала речь.
— Братья и сёстры! Вы грызуны настоящие!
— Да! — хором ответили мыши.
— Пейте молоко! Оно очень питательное, и у вас будут крепкие кости, рога и копыта. И вы сможете, как козлы лазать по горам! Помолимся Богу, братья и сёстры, пока мы не съели друг друга! — закончила свою недолгую лекцию, шляпа.
Мыши перестали грызть и в недоумении смотрели друг на друга.
— У неё котелок совсем не варит. — сказал один из братьев.
— Котелок не варит. Варит сорока- белобока. — сообщила шляпа —