Дарья Вьюнова
Заваренное лето
— Знаешь, бабушка, лето как — то совсем быстро кончилось. Кажется, раньше оно было длиннее…
— Ты взрослеешь. Мне кажется, что я вчера была такой же, как ты, а вот мне уже и семьдесят один. Представляешь, с какой скоростью пролетает мое лето?
— Но мы же живем в одно время, как может твое лето проходить быстрее моего?
— Между нами пятьдесят девять лет разницы, позже ты и с этим разберешься.
Варя увидела, как под дождем к их дому бежит ее подруга — Ася. Ася напоминала Пеппи Длинныйчулок. Она бежала в гольфах разной высоты, шортах в цветочек, порванной на локте куртке. Ее растрепанные рыжие волосы покрылись капельками дождя. Она без стука зашла в дом, вытирая лицо и скидывая галоши.
— Варя, я завтра уезжаю! — выдохнула она. — Здрасьте, теть Ось!
Бабушка увидела, как дрогнули веки Вари и заблестели ее глаза. Она погладила внучку по голове и пригласила Асю за стол.
— Здравствуй, милая! Что же это тебя раньше решили увезти?
— Мама записала меня к врачу. Говорит, что я с таким летом совсем больная стала… А я не больная, я здоровая. Я даже почти не кашляю.
— Мама волнуется за тебя.
Ася дернула плечами и взяла из рук Вари книжку:
— Интересная?
Варя кивнула и почесала затылок. Ветер на улице стал сильнее. Осень набегала на все, что любит Варя, как голодный зверь. Голодный зверь хлопнул калиткой, сорвал листья с деревьев в саду и бросил их на качели, щедро приправив ледяным дождем. Эти качели сделал Варин дедушка на пятый День рождения внучки. С тех пор это было любимое место Вари и Аси в саду. Порой их нельзя было оторвать от качелей даже в дождь, пугала их только гроза. Только сегодня было как-то особенно тоскливо. Так тоскливо, что не хотелось ни играть, ни есть, ни даже кататься на качелях. И дело совсем не в дожде.
— А о чем она? — немного повертев в руках книгу, спросила Ася.
— Про лето… — вздохнула Варя.
— Про каждое ваше лето тоже можно написать книжку, да, девочки? — бабушка подмигнула подружкам и улыбнулась.
— Ой, да! — оживилась Ася. — Я бы написала про то, как мы пытались вырыть землянку, а ее уже на утро затопило! Хорошо, что мы наши запасы туда сложить не успели!
Ася залилась хохотом и откинулась на спинку стула. Варя помнила, как в начале лета они увидели в журнале землянку, которая выглядела прямо-таки сказочно, и сразу же загорелись идеей сделать себе такую же. Взяв из сарая дедушкину лопату, девочки потратили почти весь остаток дня на строительство. К концу дня им было, чем похвастаться: глубина землянки была где-то по колено Варе, а ширина позволяла девочкам сесть плечом к плечу. Всю ночь тогда лил дождь, но девочки совсем не ожидали увидеть то, что увидели. После завтрака они сломя голову бежали к своему жилищу, наперевес со старым одеялом, куском ковра и двумя банками варенья. Ася немного обогнала Варю, и по ее разочарованному оханью девочка поняла, что что-то не так. Вода заполнила землянку наполовину. Подружкам хотелось плакать. Воцарилась напряженная тишина, которую довольно скоро нарушил нелепый «бульк» комка грязи. Девочки переглянулись и начали хохотать. Они прибежали и рассказали бабушке, что строили землянку, а получили бассейн. Бабушка посмеялась вместе с ними и пообещала, что когда будет сухая погода, они что-нибудь придумают, чтобы землянку так больше не заливало. Но дожди еще долго не прекращались, и девочки совсем потеряли интерес к строительству собственного сказочного укрытия.
— Вот, Ася, хорошая идея! А я бы написала про то, как мы с вами ходили за грибами и пели песни. А ты, Варя?
— Про то, как соседский кот забрался к нам на чердак, а мы не могли понять, кто и где мяукает!
Комната наполнилась смехом. Варе даже показалось, что голодный зверь отступает, и желтые листья снова становятся зелеными.
— Ой, а давайте погадаем на этой книге, а? Я первая спрашиваю! Так! Что меня, Анастасию Васильевну, ждет в школе в этом году?
Варя открыла загаданную страницу, отсчитала нужную строчку и прочитала: «Уж будь спокоен, — ответил Том».
— Хм, и как это понимать?
— Я думаю, это значит, что все у тебя будет хорошо! — Бабушка улыбнулась и поставила перед Асей чашку и блюдце со сладостями.
— Надеюсь, что так! Спасибо! — Ася откусила конфету. — М-м-м, мои любимые!
— Ты хоть чая-то дождись, Ась! На! Теперь моя очередь загадывать. — Варя протянула подружке книгу. — Как сделать так, чтобы лето навсегда осталось со мной?
— «Вино из одуванчиков — пойманное и закупоренное в бутылке лето».
Варя взяла книгу и перечитала написанное еще два раза. Ей не казалось это простым совпадением, это было истинным ответом на ее вопрос.
— Волшебно! Ба, а у нас есть вино из одуванчиков?
— Да куда там, милая! В наших краях такого не делают.
— И как мне теперь закупорить лето…
— Знаешь, у меня есть кое-что другое. Так что берите чашки, вкусности, какие хотите. Устроим вечернее чаепитие на веранде. Вон даже дождь ушел и солнышко показалось. Погода благоволит.
— Погода благоволит, мадам. Прошу вас, — прохихикала Ася, передавая Варе белоснежные чашки и пачку печенья.
Девочки болтали о том и об этом, сидя на веранде. Закатное солнце сделало Асю еще рыжее. Она распустила волосы и стала похожа на рыжую юную ведьму из одной фэнтезийной книги. Варя подумала о том, что это уже вторая героиня книги, с которой она только за сегодня сравнила подругу. Ася наверняка могла бы стать актрисой. Но этим летом она мечтает стать проводницей. Тем летом мечтала стать жокеем, а актрисой еще ни разу. Может быть, следующим летом… Сама же Варя уже на протяжении трех лет мечтает стать врачом. К ее черным волосам отлично подойдет белая форма, но главная причина, по которой Варя захотела стать врачом, — болезнь дедушки.
— А вот и я! — На веранду зашла бабушка с заварником и банкой варенья. Она села напротив подружек и разлила по чашкам чай. Варя любила смотреть, как поднимается пар над кружками. Она проводила его взглядом и подумала о том, что еще чуть-чуть и на веранде появились бы маленькие облака, которые можно потрогать рукой. Теплые чайные облака — маленькие уютные барашки.
— Когда-то давным-давно, когда я была молодой, я жила в городе. В том же, где вы сейчас, да. Я помню, как ждала Новый год, а