Точнее, ее хроническое отсутствие. В недавнем прошлом совершенно незнакомая нам проблема. Ну разве только по статьям в центральной прессе, рассказывающим о гримасах капиталистического мира. Теперь эти гримасы нам корчит наше постсоциалистическое общество.
Причем очень опасные гримасы. Если вспомнить, что один дополнительный процент безработных ведет к четырехпроцентному увеличению числа убийц. И четырехпроцентному же самоубийц!
А ведь кроме прямой безработицы есть еще ее скрытые формы. Такие, как отсутствие достойной оплаты за труд. Или чисто наше изобретение — невыплата зарплаты коллективам целых предприятий. С одновременной борьбой за увеличение производительности труда!
В нестабильном государстве проблема безработицы является проблемой номер один. Если бы каждый гражданин страны имел высокооплачиваемую работу, то все остальные трудности он мог бы решить с помощью честно заработанных денежных средств. И кривая политической и социальной напряженности поползла бы вниз.
Но безработица есть, а методов ее усмирения или хотя бы смягчения — нет.
Нет института защиты прав безработного. Нет механизмов его материальной и психологической поддержки и реабилитации. Нет профсоюзов, способных вступить в драку с работодателем. И нет работодателей, которые испугались бы каких-то там профсоюзов. Нет соответствующей, а главное, работающей законодательной базы. В общем, ничего нет, кроме наступающей по всему фронту безработицы.
Проблему безработицы я попытаюсь рассмотреть лишь с точки зрения рядового безработного. Государственные программы пусть останутся на совести государства и многочисленного чиновничества, которое, я уверен, не бездействует и данную проблему в меру сил решает, а частично, в части трудоустройства себя и своих ближайших и дальних родственников, уже успешно разрешило.
Данную болезненную проблему я разобью на четыре составляющих: ПРОФИЛАКТИКУ БЕЗРАБОТИЦЫ; ПОТЕРЮ РАБОТЫ; ПОИСК РАБОТЫ; ЗАКРЕПЛЕНИЕ РАБОТЫ.
ПРОФИЛАКТИКА БЕЗРАБОТИЦЫ
Наверное, самая главная проблема потерявших работу граждан — психологическая. Нет у нас соответствующей привычки. Скажем, к неожиданному аресту и высылке за сто первый километр мы морально подготовлены гораздо лучше, чем американцы. А вот к потере работы...
А откуда взяться привычке, если совсем недавно все заборы были увешаны объявлениями “требуются...”. Начальники отделов кадров бегали за специалистами, как влюбленные юноши за предметом своей любви. Те специалисты выкобенивались и требовали дополнительные блага, угрожая руководству уйти на соседнее предприятие... И вдруг все кончилось. Вместе с государством, его экономикой, объявлениями на заборе и теми предприятиями.
Пришла безработица. Никем нежданный жареный петух клюнул... И если западные работники всегда, морально и даже организационно, готовы к тому, что их выставят на улицу, для наших сообщение об увольнении звучит как гром среди ясного неба. То есть мы догадывались, что нас могут уволить, но никак к этому не готовились.
Первая заповедь наемного работника в период развитого и уж тем более, полудикого капитализма — готовность к утрате рабочего места. Что подразумевает каждодневный и бесконечный поиск вакансий. Даже тогда, когда ваша работа вас абсолютно устраивает. Даже тогда, когда вы ни сном ни духом не предполагаете ее менять, а ваш шеф твердит, что без вас его предприятие не проживет и часа. И тем не менее вы не должны пропускать ни одного предложения, не попытавшись законсервировать его на будущий черный день. Берите чужие и раздавайте свои визитки, записывайте телефоны, говорите, что не позже, чем через полгода, в крайнем случае через год вы бросите опостылевшее вам место и если вас дождутся, то вы непременно, с готовностью и благодарностью.
Пусть все ваши знакомые знают, что вы живете на грани безработицы, и пусть приносят вам все новые и новые предложения.
В худшем случае вы убедитесь, что никому не нужны. И благодаря этому сможете вовремя сменить профессию на более популярную.
В лучшем — если вам с ходу предложат сразу несколько мест, вы убедитесь в востребованности своей специальности на рынке труда. И сможете слегка расслабиться. Но не больше чем на год. Потому что через год все может измениться. И значит, надо снова продолжать поиск вакансий.
Профилактикой безработицы можно считать различные подработки и “халтуры”, которые в случае потери места могут превратиться в основной способ зарабатывания средств к существованию. Поэтому, берясь за побочные работы, лучше примерять их к будущему, выбирая не единовременные, пусть даже хорошо оплачиваемые “леваки”, а те, которые дают хоть и меньший, но зато постоянный заработок. И позволяют построить долговременные производственные отношения с нанимателем.
! Вообще в нестабильном, равно как конкурентном, обществе очень важно умение мыслить стратегически. То есть с позиций завтрашнего, а еще лучше послезавтрашнего дня, а не следующей секунды. Тогда можно успеть не одну яму соломкой застелить. В смысле не с одним потенциальным работодателем познакомиться. И при внезапном увольнении отделаться синяками в форме перевода с одного места работы на другое...
В какой-то степени подменить приработок, а при удачном раскладе и основную работу может ремесло. То, что человек умеет делать руками. Шить, вырезать, лепить, вязать, класть печи, ремонтировать электронику, рисовать картины... Только надо очень хорошо уметь шить, вязать, класть печи... Лучше всех уметь. Чтобы быть конкурентным на рынке услуг и творческих поделок. Такой уровень достигается опять-таки годами упорного труда. Поэтому брать в руки спицы, резец или кисть лучше заранее, совмещая творческое хобби с основной работой. Когда основная работа закончится, будет не до творческих изысков.
Профилактика угрозы безработицы должна касаться всех членов семьи. Именно поэтому им нежелательно работать в одном и том же месте, тем более по одной специальности. При сокращении отдела либо всего предприятия все кормильцы семьи одновременно оказываются без средств к существованию. При разделении специальностей и мест работы по крайней мере один член семьи останется на плаву и поможет перетерпеть тяжелые времена.