Ольга Остапенко
А у нас в доме газ
1. Тук-тук! Кто там?
Звонок в дверь. Смотрю в глазок: на лестничной площадке стоит невысокий восточный мужчина.
— Кто там? — спрашиваю.
— Я газовик, проверяю газовые плиты. Вот мое удостоверение, — показывает.
Приблизительно раз в год в нашем доме действительно проверяют газ. Нам повезло, в девятиэтажках есть газ, и это очень удобно. Большинство новостроек теперь возводятся с бо́льшим количеством этажей, и там все работает на одном электричестве. Нашего газовщика я знаю в лицо: мужчина пенсионного возраста, который не часто, но регулярно ходит по квартирам.
А этого вижу впервые. Поскольку давно не было осмотров, вполне возможно, что появился новый специалист. Я осторожно приоткрываю дверь.
— Что там у Вас за удостоверение?
— Вот, смотрите, — он протягивает мне двойную синюю корочку. Открываю, читаю. Похоже, все в порядке.
— Заходите!
— У вас нет собаки?
— Нет, только кошка.
— Кошек я не боюсь.
Пропускаю его на кухню. Наш газовщик обычно смотрел состояние шланга; проверял, как работают конфорки; хорошо ли крутятся ручки на плите и т. д.
— Меня зовут Жора.
— Очень приятно, Оля.
Газовый шланг у меня находится за холодильником. Туда не удобно подлезть, но, если посветить фонариком, все видно и понятно. Жора заглянул за холодильник.
— Ого, шланг совсем высох. Совсем-совсем сухой стал. Давно меняли?
— Не помню. Ему уже много лет.
— А Вы понюхайте! Чувствуете, как газом пахнет? — Жора вытянул часть шланга наружу. Я втянула воздух посильнее и чуть не задохнулась.
— Фу! И правда воняет, — поморщилась я, — Кошмар. В прошлые годы приходил другой человек. Говорил, что все в порядке.
— Он уже не работает, теперь я буду в ваших домах. А шланг надо срочно менять. Купите новый и еще два хомута к нему. Есть рядом в магазине «Строймарт».
Жора открыл свой черный саквояж и достал оттуда журнал с пожелтевшими страницами. О, знакомая толстая тетрадка размера А4. Там пишется номер квартиры, фамилия и надо потом расписаться. Наверное, бывалый журнальчик повидал многих на своем веку.
Кстати, пару слов о себе: я занимаюсь репетиторством онлайн. Газовщик пришел «как раз вовремя». Он четко вписался между моими уроками немецкого языка. До следующего урока оставалось чуть больше часа.
— Со шлангом все ясно. Теперь посмотрим саму плитку.
Я гордилась собой: как раз накануне помыла плиту и все вычистила. Белое покрытие блестело и выглядело очень достойно. Жора деловито снял крышки с конфорок и заглянул вовнутрь.
— А тут заржавело. Когда готовите, чувствуете неприятный запах гари? Смотрите! Это можно вычищать, — он стал активно скрести отверткой в углублениях конфорок.
— Я всегда мою только снаружи, а внутри на всякий случай не трогаю. Мало ли что. Не хотелось бы повредить.
— Ничего не повредите. Сейчас я Вас научу. — Он старательно отскребал то, что приросло, а я с послушным видом студента внимательно смотрела. На поверхность моей чистой плиты полетели черные крошки нагара. Ну да ладно, зато хоть кто-то почистит основательно.
— Принесите пылесос! — распорядился мой новоявленный «профессор».
Я на минутку удалилась в кладовку за своим беспроводным пылесосом. У него есть длинная вертикальная основа с нижней насадкой, а есть средняя часть с мотором, которую можно снять. Мобильная деталь хорошо подходит для чистки любых высоких поверхностей, потому что ее можно свободно держать в руке. Я принесла ее принесла газовщику. Он воспринял мое сокровище как нечто само собой разумеющееся, без особых восторгов. Принялся пылесосить в углублениях конфорок.
— Теперь смочите тряпочку и аккуратно протрите! — деловито учил Жора.
— Разве тут можно мочить?
— Можно протирать. Хорошо. И еще вытрите насухо. Прекрасно. Теперь посмотрим, что с электроподжигом. Хорошая искра, но все равно почистим.
Я даже не заметила, в какой момент в его руках вместо отвертки появилась пилочка. Типичная широкая пилочка для ногтей.
— Будем делать маникюр! — объявил он, добродушно улыбаясь. Потом стал увлеченно полировать кончики стержней.
Я следила за часами. До урока оставался час. Нормально. Кстати, Жора оказался довольно приятным человеком. Невысокий казах с седыми волосами, без бороды. Он спокойно и добросовестно делал свою работу. Когда с конфорками было покончено, мой гость надел на них крышки и стал попеременно включать газ. Пошел сине-желтый огонь.
— Сейчас желтое быстро выйдет и останется только голубой свет, — комментировал Жора происходящее. Было видно, что он доволен.
— Так, а что у нас с ручками? Вы их снимаете, когда моете?
— Честно? Не снимаю. Мо́ю снаружи. Как-то было, что две ручки прилипали. Видимо, от жира, от готовки. Прошлый специалист их снял и чем-то смазал. Больше не прилипают.
— Значит, будем снимать. Показываю: вот так берете и тянете.
— Ой, хоть бы ничего не сломалось.
— Все нормально. Держите и тяните!
Мы сняли почти все ручки, оставили две, которые относятся к духовке.
— Их потом снимем. Чтобы не перепутать. Смотрите, здесь две части, а внутри пружинка. Разбираем, и пусть они полежат в моющем средстве. Набирайте воду и замачивайте!
Я поняла, что визит Жоры затягивается. Пока он все не разберет, никуда не уйдет. Основательность — это здорово. Только часы уже показывали, что до моего урока остается полчаса. Ладно, время еще есть. Я надела фартук, засучила рукава, положила ручки от газовой плиты в мыльную воду и стала дальше наблюдать за действиями своего нежданного гостя.
— А что это у Вас за потеки на стекле духовки? — поинтересовался он.
— Так это же внутри, туда не достать.
— Везде можно достать! Сейчас развинтим.
С тех пор, как я въехала в эту квартиру, мне достался старый кухонный гарнитур и немецкая плита. Гарнитур я мечтаю поменять. А качественная немецкая плита меня вполне устраивает. Было время, когда я присматривала новые газовые плитки, но пришла к выводу, что моя-то очень даже ничего: и внешне, и по удобству, и по функционалу. Вот только потеки внутри стекла духового шкафа портят вид.
— Хорошая плита, — будто прочитал мои мысли Жора. Сейчас раскрутим, отмоем и будет как новенькая. В ход снова пошла отвертка, и вскоре внутреннее стекло оказалось в руках газовщика.
— Положим сюда. Я пока заполню журнал, а Вы мойте остальное, — распорядился он.
Время неумолимо шло, до урока оставалось уже не так много. Тем не менее, мне самой хотелось отмыть серые полосы на стекле и увидеть, наконец, красивую чистую духовку. Уборка, так уборка. Я поспешила закрепить волосы резинкой и занялась тщательным отмыванием стеклянных