Анастасия Александрова
Запах неба
Введение
Я каюсь, что решила написать это, не обладая достаточными сведениями. Но нет больше сил терпеть, так хочется поразмышлять об этом. Я очень мало знаю о слепых людях и, на самом деле, никогда с ними не встречалась. Эта история не правдивая и, может быть, вы меня осудите, что я решилась ее написать. Все эти мысли придуманы только мной и только меня вините в их абсурдности. Но для меня это важно, поэтому я буду об этом размышлять.
«Оn ne voit bien qu’avec le coeur. L’essentiel est invisible pour les yeux»
Antoine De Saint-Exupery.
Запах неба
Все началось с крика. Вообще, вся наша жизнь начинается с крика, так уж устроен мир. Мы врываемся в жизнь громко, хотим заполнить собой все пространство. Мы кричим: «Вот он я! Смотрите! Я пришел для великих свершений!». Удивительно, не правда ли? Мы еще не понимаем ничего, ничего не знаем, но уже так полны эмоций…
Так вот, эта история тоже начинается с крика. Малыш плакал долго, а потом его принесли к мамочке, и он успокоился. Мамочка, она такая теплая и пахнет молоком, немного духами и…любовью. Мамин запах — первый из всех, что мы ощущаем. Малыш прижался к маме и засопел. Мама счастлива, ведь она пока не знает, что ее малыш особенный. Нет, конечно, все мамы знают, что их дети особенные, но этот мальчик был особенным для всех. Он не видел. И, когда мама это поняла, были слезы. Слезы такие отчаянные, что казалось мир развалился, все исчезло и теперь есть только этот мальчик, который не видит, как рушится мир его матери и близких. И слезы не высохли, всю жизнь мама плакала по ночам, думая, что никто не слышит…
А мальчик рос. Он не знал, какое небо, не знал, какая мама, но он все чувствовал. Говорят, у людей, которые не видят, обостряются другие чувства — обоняние, слух, осязание. И мальчик чувствовал, особенно запахи.
Бабушка
Я совсем забыла представить вам нашего героя. Мирону уже четыре года и сегодня он едет к бабушке первый раз в жизни. Все замечательно, когда это бывает в первый раз. И вот Мироша с мамой за ручку поднимается по ступенькам к старому деревянному дому. Конечно, он не знает, что дом старый и деревянный, но мама рассказывает ему об этом. А папа рассказывает, какие замечательные качели есть на заднем дворе и какой чудесный пес живет в будке у дома. Миру подводят к бабушке и вот он оказывается в воздухе — это бабуля. Бабуля большая и теплая, она пахнет супом, сеном и парным молоком. Бабуля целует Мирошу. «Здравствуй мой милый, мой хороший, какой большой ты уже. А я тебя видела совсем маленьким только, у мамочки на ручках кулечек такой лежал!» Бабушка сюсюкается с малышом и давит в объятиях. «Бабуй, ну пути! Бабуй, ты козой панешь!» Бабушка смеется. «Откуда ж ты знаешь, как коза пахнет, ты ж ее ни разу не видел…» на этом слове бабушка запинается и по ее щеке скатывается слеза. «Я се знаю, я босой узе. Мне мама казывала, как коза панет!» За эти три года родители перенюхали все, что только возможно, чтобы связать у ребенка с запахом определенный предмет. Единственное, что они никак не могли объяснить, что такое небо. Ведь оно не пахнет, оно просто голубое и большое. А что такое голубое, что такое большое, Мира никак не мог понять, и никогда не сможет… Мирошу привели в дом. В доме уютно, тихо, пахнет нафталином, деревом и стариной. Мирон точно узнает запах дерева, а вот что такое старость, на запах ему сложно понять, поэтому он долго и старательно щупает бабушкино лицо и сравнивает его с маминым.
Деревня
Мирону нравится в деревне. Все здесь новое, все удивительное. Тут он первый раз ходил с бабушкой в храм. Там ему очень понравилось. Поют так красиво и «панет цветотьками и адостью»(Мира пока еще отчаянно не выговаривает букву «р»). После службы его подвели к батюшке, и Мира опять старательно ощупывал лицо батюшки, а после однозначно и бесповоротно сказал лишь одно слово «добота!». Батюшка посмеялся и подарил Мирону коробочку ладана.
По вечерам Мироша и мама сидели обнявшись, мама закрывала глаза, и Мирон рассказывал ей все, что узнал за день. Говорил он хорошо, хоть и не выговаривал многие буквы. «Мы с бабуей сеодня козу доии, коза так сеном пахнет, тавушкой, моотьком. Я козу дойго обнимау, она мягкая такаяяяя! А суп еи сеодня кусный, гоячий-гоячий, но кусный! Я в от ожку каду, а суп так течет в щечки, язычок пощипывает, а пахнет лавлушкой и немного авой!» «Совой?» — недоуменно переспрашивает мама, — «Нет, тавой, зееной тавой!». «А потом в пое ходии, там так хоошо! Ветеок дует и панет пчелами, медом и сладкими цветотьками!»
Мирон приезжал в деревню каждое лето. Здесь он познакомился с ребятами и первый раз прокатился на мотоцикле. Ему не было страшно, ведь он не видел, как мимо проносится деревня, поля и леса, он только чувствовал, как пахнет маслом и бензином мотоцикл и как пахнет сигаретами его водитель. Но это было не так важно. Ветер, теплый, пахнущий летней вечерней прохладой охватывал его со всех сторон. Мирон чувствовал, как волосы на голове летят вместе с ним, голова немного кружилась, но, скорее, от непонятного восторга, что он чувствует каждым кончиком пальца своего водителя, прижимается щекой к его спине. Он в восторге от этого сильного человека, который может мчать по ночной деревне и видеть…видеть макушки деревьев, наверняка, такие колючие, что, кажется, проткнут небо, видеть звезды, словно это дырки, которые понаделали ели…видеть мир, тихий, огромный мир…
Новый год
Зимой Мирон с родителями жил в городе. И, конечно, как и у любого ребенка самым любимым его праздником был Новый год. Ох эта предпраздничная суета! В воздухе витает запах мандаринов и свежей елочки. Мира любил часами сидеть под елкой, вдыхая ее чудесный аромат. Когда Мирону было 7 родители первый раз взяли его с собой в магазин перед праздником. Конечно, он и раньше иногда ходил с мамой и хорошо знал эту дорогу: Сначала