В. А. ТИШКОВ
СТРАНА КЛЕНОВОГО ЛИСТА:
НАЧАЛО ИСТОРИИ
*
Ответственный редактор
доктор исторических наук Н. А. ЕРОФЕЕВ
На первой странице обложки
фрагмент старинной гравюры,
изображающей битву на равнине
Авраама 13 сентября 1759 г.
© Издательство «Наука». 1977 г.
ВСТУПЛЕНИЕ
Три океана окружают Канаду. Эта страна занимает полматерика Северной Америки и по площади уступает только Советскому Союзу. На ее огромных просторах проживает 23 млн. человек. Современная Канада — развитая промышленная держава. По объему промышленного производства она стоит на шестом месте в капиталистическом мире.
Канада — наш северный сосед, и всегда отношения между нашими государствами были мирными. За последние же годы они стали еще более многообразными. Крепнут и расширяются взаимная торговля, культурное и научное сотрудничество. Это определяет растущий интерес советских людей к Канаде, ее людям, образу их жизни, обычаям, традициям и культуре и, конечно, к истории, ибо, чтобы понять ту или иную страну и ее народ, нужно знать их прошлое.
Правда, мы и по подозреваем, как много знаем о Канаде, даже не прочитав специальных исторических исследований. Вспомним древние исландские саги о легендарных путешествиях норманнских викингов в Новый Свет (как теперь доказано, к берегам Канады) за 500 лет до Колумба, романы Фенимора Купера о североамериканских индейцах и борьбе англичан и французов за право владеть канадской землей и ее дарами, рассказы Джека Лондона.
О прошлом Канады канадскими историками написано очень много. Их исследования обладают как достоинствами, так и недостатками, работ же советских ученых об этой стране пока еще мало. Предлагаемая книга — общий очерк истории образования Канады. В ней рассказывается о том, как были открыты и освоены огромные просторы Канады, как складывалось хозяйственное и политическое единство колониальных владений от Новой Шотландии до Британской Колумбии, как канадские поселенцы боролись против колониального режима и социального угнетения и, наконец, победили в упорном стремлении завоевать независимость. Изложение событий в книге заканчивается 1867 г., когда на карте Северной Америки появилось название — доминион Канада. Именно эту дату канадцы считают датой рождения своего государства, 110-я годовщина которого отмечается в 1977 г.
Автор выражает признательность коллегам-историкам, прочитавшим рукопись и сделавшим ценные замечания, а также Публичному архиву Канады, любезно предоставившему ряд фотографий для публикации.
Глава 1
ИСТОКИ КАНАДСКОЙ ИСТОРИИ
Первожители Нового Света
Антропологи и археологи установили, что предками коренных жителей Северной Америки — индейцев и эскимосов были пришельцы из Азии, которые около 20–30 тыс. лет назад перебрались на Аляску с Чукотского полуострова через «Берингийский мост», соединявший в то время Азию с Америкой.
Еще в эпоху позднего палеолита и мезолита преследовавшие зверя охотники, вооруженные дротиками и стрелами с каменными наконечниками, начали освоение Американского континента. Самые древние предметы, сделанные свыше 25 тыс. лет назад, обнаружены в западной части Северной Америки, на территории США и Южной Канады. Через несколько тысячелетий в поисках новых охотничьих угодий первожители разбрелись уже по всей Северной Америке. Как формировались этнические группы и языки, как складывались культурно-хозяйственные и родо-племенные связи, мы знаем пока недостаточно. Ясно лишь, что к началу европейской колонизации человек уже повсеместно освоил просторы Северной Америки. Хотя на континенте насчитывалось немногим более 1 млн. индейцев, а на территории будущей Канады — окало 220 тыс., это не означало, что свободных земель было достаточно. Методы ведения хозяйства коренных жителей требовали больших территорий и постоянного передвижения. В пределах Канады в XVI–XVII вв. сложилось несколько культурно-хозяйственных типов аборигенного населения.
На западном побережье Тихого океана обосновались оседлые племена: тлинкиты, хайда, цимшианы, нутка, квакиютль, береговые селиши и инуки. Из высоких кедров, которые росли в прибрежных лесах, они делали свои дома и резные тотемные столбы. Эти индейцы умели строить большие морские каноэ, на которых ловили рыбу и гарпунили кита, навещали друзей и атаковали врага. Одежду они изготовляли из коры деревьев и шерсти животных. Индейцы-рыболовы западного побережья жили в крупных поселках.
В обширных канадских прериях кочевали охотники за бизонами: кри, ассинибойя и др. В погоне за стадами диких быков они передвигались с места на место со своим нехитрым имуществом.
На востоке и севере, в канадских лесах, жили лесные охотники, северо-западные атапаскские и северо-восточные алгонкинские племена, лесные селиши. Среди них наиболее известными были оджвбвеи, монтаньи, микмаки, беотуки. Свои жилища они сооружали из коры деревьев. Березовая кора служила им прекрасным материалом для изготовления быстрых и легких каноэ. Зимой индейцы охотились на пушного зверя, весной добывали кленовый сок и делали из него сироп и сахар, осенью на болотах собирали дикий рис. Лесные охотники торговали с соседними племенами, но друг с другом не всегда поддерживали мирные отношения. Микмаки издавна враждовали с беотуками, однако лишь европейцы помогли им полностью истребить племя беотуков.
Те из древних жителей, кто добрался до Великих озер (Верхнее, Гурон, Мичиган, Эри, Онтарио) занялись здесь земледелием. Земледельцы восточных и юго-восточных областей — ирокезы жили деревнями, в больших длинных домах. Они выращивали маис, бобы, тыкву, охотились и торговали. До прихода европейцев насчитывалось восемь ирокезских племен: гуроны «нейтральные», могауки, сенека, онейда, опондага, кайюга, тобакко.
Ирокезы выделялись по характеру и уровню своего развития среди аборигенов Северней Америки. Еще в начале XVI в. они создали Лигу ирокезов. Эта страница истории североамериканских индейцев нашла поэтическое отражение в прекрасном творении Лоигфелло — «Песнь о Гайавате». Существовали и другие союзы: Союз гуронов из четырех племен, Союз «нейтральных». Такого рода конфедерации. считает советский этнограф М. Я. Берзина, превратились в «прочные объединения, являющиеся но существу особым типом этнической общности, переходным от племени к тем типам, которые принято объединенным термином народность»{1}.
Что касается общественных отношений у индейцев Северной Америки к моменту европейской колонизации, то они представляли собой довольно пеструю картину. У племен охотников и собирателей существовал родовой строй в его классической форме. Достигшие относительно высокого уровня развития производительных сил оседлые рыболовы и земледельцы находились уже на стадии распада родовых связей и