Татьяна Свиристель
Как горнорабочий в тайге c медведем встретился…
Эту историю рассказал мне один студент-заочник, по имени Константин, учившийся на горного инженера-геолога в нашем университете. Сам он был местный, но трудился техником-геологом на золотых приисках в Хабаровском крае. Надо сказать, ребята-геологи особенные, тем более заочники. Их отличает необычное сочетание ответственности, спокойствия, немного стеснительности, суровости и юмора. Настоящая рабочая интеллигенция.
Я преподавала у них экономику.
Однажды во время перерыва между занятиями парни сидели в аудитории и рассказывали о разных происшествиях на работе.
− Ну, а у вас там как в глуши, расскажи! Медведей-то видел? — обратился один из студентов к Константину.
− Их там все видели, некоторые даже убегали, − ответил Константин.
И такой размеренной, ровной интонацией, как будто речь шла об офисной рутине, продолжил:
− Один раз у нас геолог с горнорабочим на маршрут пошли. Геолог немного отстал, а горнорабочий впереди оказался. Идут друг от друга на расстоянии. Захотелось горнорабочему пить. Он и решил, что пока его товарищ все-равно отстает, успеется ему в ближайшем ручье воды набрать. Так и сделал. Сошёл с дороги, спустился в низину к ручью − а там медведица. Да ещё и с медвежонком! Медведица на дыбы встала − медвежонка защищает! Горнорабочий из кармана фальшфейер достал и зажег. Начал им отмахиваться. А сам в это время кричит, чтобы геолога об опасности предупредить «Уходи, уходи!». Тот как раз к месту подошёл. Что внизу происходит ему не видно, но крики и шум слышен. Примерно понял, в чём дело, и убежал.
Вернулся на базу затемно, рассказал о случившемся. Ждали до утра горнорабочего, но тот так и не вернулся. Помню, сидит геолог у балка1 − поникший, голову руками держит. Его девчонки, которые там работали, окружили, слёзы льют. А он еще и говорит: «Наверное…и имя горнорабочего называет − больше с нами нет…» Девчонки — пуще прежнего заревели!
На рассвете пошли мы бедолагу искать. Взяли ружье на всякий случай. Пришли к тому ручью. Походили, покричали, осмотрели место, но признаков нападения не заметили. Если бы медведь задрал, то следы бы остались… Искали по окрестностям, но никого не нашли.
Возвратились мы обратно. А тут и горнорабочий сам объявился!
Оказывается, медвежонок фальшфейера испугался и в тайгу убежал, мать — за ним. Но геолог-то тоже убежал! А карты, компас − все у него. Кроме выжженного фальшфейера у горнорабочего ничего не осталось. Пришлось ему наугад дорогу искать. Сначала он не в том направлении повернул, потом наткнулся на знакомый маршрут и оттуда уже добрёл до базы.
− А что такое фальшфейер? — не удержалась и включилась в разговор я.
− Это такая штука… Её зажигаешь, она сильно дымит и шумит. Без него в тайгу не ходят. Берут с собой, чтобы от медведей защищаться.
− И неужели у него ничего с собой кроме фальшфейера не было? — с недоверием спросила я.
− Ничего. Для горнорабочего ведь самое главное − что? Не отставать от геолога, потому что геолог с собой все носит: карты, компас…
Я не унималась:
− А сотовый?
− Там на сотни километров связи нет. Кругом такие дебри непролазные, а почва буреломом или сосновым стлаником2 покрыта. Инфраструктуры нет, и сотовых вышек тоже. Только на некоторых новых месторождениях сейчас делают спутниковую. И то − недавно понадобилось с одной базы позвонить по срочному делу, а выяснилось, что завхоз все время с женой проговорил.
− Выходит, это как раз и были те непредвиденные эксплуатационные расходы, которые мы сейчас на занятии разбирали! — рассмеялись парни.
Вот так − без прикрас Константин поведал нам о непростых производственных буднях в геологоразведке, и от услышанного у всех стало теплее и веселее на душе! Рассказ имел благополучный финал, хотя я предполагаю, что хватает на месторождениях совсем других историй… Но о трагических случаях Константин умолчал, а о неприятных ситуациях и трудностях рассказал легко и с юмором, как могут только по-настоящему крепкие духом и добрые люди.
Я же узнала, что действительно где-то в России, в тысячах километрах от Самары можно запросто попить воды из ручья и встретиться с медведем. Захотелось дотронуться до первозданной и неприступной красоты этого сурового края: вдохнуть его хвойный воздух, услышать голоса тайги, заглянуть в глубины лесных ручьёв, с сопки устремить взгляд на дальневосточные просторы и, возможно, увидеть вдали настоящих мохнатых стражей этих мест…
______________________________
1 Бало́к − передвижной дом для временного жилья (строителей, геологов и др.).
2 Сосновый стла́ник − стелющееся хвойное растение с широко раскинутыми ветвями, очень распространено на Дальнем Востоке.