Часть первая. Общие соображения
Что мы говорим после того, как сказали «Здравствуйте?»
Этот вопрос, на первый взгляд столь бесхитростный, как будтобы лишенный глубины и не подлежащий научному исследованию, на самом делесодержит в себе важнейшие проблемы человеческой жизни и социальных наук. Этотвопрос еще неосмысленно задают себе дети, его задают друг другу, своимродителям, учителям подростки, юноши и девушки. Этого вопроса многие взрослыеизбегают, а мудрые философы посвящают ему книги, в которых так и не находят нанего полного ответа. А ведь в ответе на этот вопрос, наверное, и заключаетсябольшинство изначальных проблем социальной психологии, например почему людиговорят друг с другом? почему люди хотят быть любимыми? Не удивительно, чтолишь немногие ищут ответы на них, ибо большинство людей в течение своей жизнидаже не пытались выяснить вопрос: как люди произносят приветствие?
Как вы говорите «здравствуйте»? В этом вопросе заключенсекрет многих религий (христианства, иудаизма, буддизма и др.). Но прежде всегов нем содержится один из принципов гуманизма. Правильно сказать «здравствуйте»— это значит увидеть другого человека, почувствовать его как явление,воспринять его и быть готовым к тому, что у него будет адекватная реакция. Обнаруживаютэту способность в высшей степени те люди, которые, как нам кажется, обладаютодной из величайших драгоценностей мира настоящей, естественной улыбкой. Онаобычно возникает постепенно, освещая все лицо, и длится не долго, но вполнедостаточно для того, чтобы быть ясно увиденной. Исчезает она с таинственноймедлительностью, как будто бы тает.
Сравнить ее можно только с улыбкой любящей матери илирадующихся друг другу детей. Такие улыбки чаще всего бывают у людей с открытым,добрым характером.
В этой книге в основном обсуждаются четыре вопроса: как выговорите «здравствуйте»?, как вы отвечаете на приветствие? что вы говоритепосле того, как сказали «здравствуйте»? И еще один печальный вопрос: что выделаете, как себя ведете, если не хотите приветствовать того или иногочеловека? Вначале мы кратко ответим на эти вопросы. А объяснение ответов на нихзаймет всю остальную часть настоящего издания, которое адресовано всемчитателям, интересующимся проблемами человеческих взаимоотношений, психологиичеловеческой судьбы.
1. Для того чтобы научиться говорить «здравствуйте»,необходимо избавиться от «мусора», скопившегося у вас в голове с тех самых пор,как вы прибыли из родильного дома. Но чтобы этому научиться, могутпотребоваться годы.
2. Для того чтобы ответить на приветствие, также необходимоизбавиться от «мусора» в своей голове. Могут потребоваться годы, чтобынаучиться приветствовать человека, который идет вам навстречу и которому выдолжны ответить на его приветствие.
3. Сказав «здравствуйте», вы как бы избавляетесь от«мусора», который мог появиться в вашей голове по отношению к встретившемусячеловеку, то есть от всех ощущений, возможно, когда-то пережитых обид.
4. Эта книга написана в надежде на то, что люди, обладающиеумением и тактом, поймут смысл слова «мусор», ибо в этом состоит суть ответовна предыдущие три вопроса.
Речь людей, научившихся осмысливать свои слова и действияпосле того, как они сказали «здравствуйте», мы назовем «марсианской». Онаотличается от повседневных земных разговоров и споров, которые, каксвидетельствует история, вели люди с древнейших времен, от Египта, Вавилона ипоныне, приводя к войнам, голоду, мору, к различным несчастьям, порождая у тех,кто выживал, духовное смятение.
Можно надеяться, что в конечном итоге правильно понятый иразумно используемый «марсианский» язык поможет людям избавиться от многих бед.
Иллюстрации
Чтобы показать возможную ценность предлагаемого намиподхода, в качестве примера приведем один тяжелый случай.
...Пациент Морт был на пороге смерти. Он страдал неизлечимойболезнью.
Тридцатитрехлетнему мужчине, заболевшему раком,предсказывали самое большее два года жизни. Он жаловался на нервное состояние,проявляющееся в непроизвольных кивках головой и подергиваниях ног. Втерапевтической группе скоро нашлось объяснение: он загораживался от чувствастраха смерти как бы стеной «музыки», звучащей в его сознании, а его движенияголовой были способом существовать в такт этой «музыке». Путем внимательногонаблюдения было установлено, что соотношение именно таково: человек жил в ритмесвоей внутренней «музыки». Если ее «выключить» средствами психотерапии, томожет прорваться огромный поток страха. Последствия этого непредсказуемы, если,конечно, чувство страха не удастся вытеснить более сильными эмоциями.
Все члены группы (понимавшие «марсианскую» речь и обучавшиеей Морта) отлично сознавали, что они так же, как и Морт, не бессмертны, однаконе знают, когда это случится. Поэтому они тоже испытывали подобные чувства, норазумным образом сдерживаемые. Так же как и у Морта, время и усилия,затрачиваемые на сокрытие этих чувств, были теми факторами, которые мешали имсвободно наслаждаться жизнью. Если подойти к вопросу с этой стороны, то можнопредположить, что эти люди понимали разницу: прожить большую жизнь до старости,еще очень многое познать и увидеть или судьба Морта, которому отводилось всеголишь два года. И тогда становилось ясно, что важна не длительность жизни, а еекачество. Открытие это не новое и не удивительное, но путь к нему в данномслучае был более тяжким, чем обычно, из-за присутствия постепенно умирающегочеловека. И это не могло не произвести на всех глубокого впечатления.
Все члены группы согласились, что жить — это значиттрудиться, любоваться природой, слышать пение птиц и говорить людям приятныеприветствия. Причем все это делать надо сознательно или спонтанно, недраматизируя и не лицемеря, сдержанно и с достоинством. Они также решили, чтовсе, включая и Морта, должны выбросить «мусор» из головы. Они поняли, что егоситуация в определенном смысле не более трагична, чем их собственная, поэтомуробость и сдержанность, вызванные его присутствием, улетучились. Теперь им быловесело друг с другом, они могли говорить как равные. В результате Мортотодвинул на второй план все больничные заботы и полностью возобновил своюпринадлежность к человеческому роду. Безусловно, все окружающие и он самосознавали, что его проблемы значительно острее, чем у людей, у которых впередимногие годы жизни.