Ю. А. Поляков
ВЕЛИКАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ
*
Издание второе,
исправленное и дополненное
Рецензент
М. А. МОЛОДЦЫГИН
© Издательство «Наука», 1987 г.
А годы льются,
звезды льются…
И отступает злая тьма.
Октябрьской революции
не молкнут
вешние грома.
Степан Щипачев
Конец предыстории человечества
Различные народы мира от разных дат ведут свое летосчисление. Во многих странах Европы, Америки, Азии счет годам начинается с условно-мифической даты — рождения Христа. В нашей стране эта условная дата не менее условно и неопределенно называется началом новой эры. Но не подлежит сомнению: пройдут годы и люди положат в основу своего летосчисления безусловную, научно обоснованную дату — дату свершения Великой Октябрьской социалистической революции.
Среди неисчислимого множества событий, происходивших на протяжении тысяч и тысяч лет существования человечества, история не знает события, равного Октябрьской революции.
Вступление человечества в новую эпоху — закономерный результат его развития, непрерывной борьбы трудящихся за свое раскрепощение. Вся история человеческого общества с того времени, когда оно вышло из первобытного состояния, есть история борьбы классов. Этот коренной вывод марксизма подкреплен бесчисленным количеством фактов, накопленных наукой.
Трудящиеся не мирились с несправедливостью сложившегося положения, при котором подлинные творцы истории, создатели материальных благ подвергались угнетению и эксплуатации, а кучка господ присваивала плоды труда миллионов. Различные формы приобретала классовая борьба — от пассивного сопротивления и мирных демонстраций до могучих восстаний, потрясавших страны.
Но господство эксплуататоров оставалось несломленным. Менялись господствующие классы, менялись формы эксплуатации, а существо строя, основанного на эксплуатации человека человеком, оставалось прежним. На смену рабовладельцам пришли феодалы, их, в свою очередь, в большинстве стран мира сменили более ловкие и изощренные угнетатели — капиталисты.
Народы во всех концах мира поднимались на борьбу за свободу, но каждый раз господствующим классам удавалось удержать власть в своих руках. Лишь парижские коммунары, по выражению Карла Маркса с отчаянной отвагой штурмовавшие небо, на время свергли буржуазию. Но Парижская коммуна была потоплена в крови. Стена коммунаров на кладбище Пер-Лашез в Париже стала вечным памятником героизму рабочего класса, жертвам, понесенным в этой борьбе.
Эксплуататоры создали миф о незыблемости своего господства, о том, что строй, основанный на социальном неравенстве, вечен. На протяжении веков этот миф поддерживался мечом и штыком, обосновывался и пропагандировался духовными пастырями и дипломированными прислужниками власть имущих.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс, превратив социализм из утопии в науку, доказали неизбежность гибели старого строя и освобождения всех трудящихся.
В октябре 1917 г. пробил час крушения господства эксплуататоров. Впервые они были отстранены от власти и в роли господствующего класса утвердился вождь угнетенных — пролетариат. Народ стал хозяином своей страны и судьбы. «Впервые в истории, — говорится в новой редакции Программы КПСС, — возникло государство рабочих и крестьян. Началось созидание нового мира»{1}.
Перед всеми народами планеты открылся путь к осуществлению их вековой мечты. Неизбежность краха капитализма была подтверждена на практике.
70 лет минуло со времени Октябрьской революции. Более 25 с половиной тысяч раз падали за эти годы листки календаря, знаменуя наступление нового дня. Сколько произошло событий — малых, больших, грандиозных! Менялось лицо планеты, шла смена поколений.
В быстротекущей смене дней многие события прошлого забываются, отходят на задний план. С новой исторической высоты становится видно, что те или иные минувшие деяния в масштабе дальнейшего развития не столь уж крупны, как когда-то казалось. Но Великий Октябрь не подвластен времени. И это понимали уже люди, жившие во время революции. Газеты, журналы, книги, архивные документы тех лет сохранили множество их восторженных высказываний об Октябре 1917 г.
Еще в 1920 г. один из крупнейших русских поэтов Валерий Брюсов писал:
Но выше всех над датами святыми…
Сверкаешь ты, слепительный Октябрь,
Преобразивший сумрачную осень
В ликующую силами весну,
Зажегший новый день над дряхлой жизнью
И, заревом немеркнущим, победно
Нам озаривший правый путь в веках!
В те же годы в Индии, находившейся под гнетом английских колонизаторов, вышла небольшая брошюра журналиста Г. В. Кришна Рао. Автор не был коммунистом. Ио величие событий, происходивших в далекой России, потрясло его. И он взволнованно и горячо писал: «От могучего молодого народа, окрыленного благородными идеалами революции, потекут новые потоки жизни в другие миры и усилят уверенность тружеников всех стран в своих силах и их стремление объединиться под знаменем коммунизма, под которым уже одержаны первые великие победы… Истинно, русская революция написала на стенах всего мира, что дни деспотизма сочтены!»
Когда писались эти строки, свет нового дня, зажженный Октябрем «над дряхлой жизнью», только занимался и по пути, озаренному им, были сделаны лишь самые первые шаги. С каждым последующим годом планетарность Октябрьской революции, степень ее влияния на судьбы человечества постигались и постигаются все глубже и основательней.
Сегодня значение Октября как переломного рубежа истории предстает перед миром во всем своем величии. Не только в нашей стране, но и во всех без исключения государствах мира люди знают об Октябрьской революции.
Более 100 лет назад К. Маркс писал, что с капитализмом — последней антагонистической общественной формацией — завершается «предыстория человеческого общества»{2}. Маркс выразил этими словами не только непоколебимую веру в неизбежность крушения эксплуататорского строя, по и твердое убеждение, что именно после падения капитализма все неисчерпаемые силы и возможности человечества раскроются с невиданным прежде размахом.
Люди, сбросившие путы тысячелетнего рабства, свершат чудеса, преобразят лицо планеты, создадут общество свободное и счастливое. Строительство этого общества, его всестороннее развитие, неуклонный прогресс и есть подлинная история человечества.
Маркс говорил об этом, когда капитализм еще находился в расцвете своих сил и коммунизм представлялся лишь призраком, бродившим по