Анна Григорьева
Мастер со Злата улички
На одной из многочисленных улиц Праги, а именно на Злато уличке, жил юный ювелир. Все его предки были золотых и серебряных дел мастерами, так что нашему герою в наследство достался маленький и очень тесный домик и цеховое звание «золотых дел мастер».
Его собратья по цеху недоумевали тем обстоятельством, что по какой-то, им не понятной, причине, к молодому, незнакомому еще мастеру, стало ходить больше заказчиков, чем к ним и, соответственно, у него было больше заказов. Этот факт был странен сам по себе, так, как на Злату уличку наведывались не абы кто, а зажиточные горожане, да гости заморские. А к юному мастеру — это тоже факт, подсмотренный всем цехом — приходил народ незнатный. Да и делал юноша самые простые вещи: цепочки и колечки, украшенные только гравировкой-завитком каким-то непонятным.
Еще один факт беспокоил завистливых ювелиров. Все клиенты молодого, еще совсем неопытного, по их мнению, мастера через определенный срок, становились обеспеченными гражданами. Обзаводились своим делом, строили собственные дома, у них появлялись слуги. Но каждый из них продолжал носить на своих руках простенькие колечки, и никто не приходил к ювелирам за более солидным, подходящим их сегодняшнему состоянию, украшению. Мало того, теперь и слуги тех первых клиентов, заходили к юноше, чтобы сделать самое простенькое украшение.
Число таких людей все росло и росло. Клиенты мастера постепенно обзаводились богатством. Он прославился не в одной Праге, не только в Чехии знали его имя, но к нему начали приезжать из дальних стран. Вскоре ювелир слыл известным всему миру золотых дел мастером. Он ни кому не отказывал в своих знаменитых украшениях с гравировкой-завитком. А изделия с другим рисунком мастер вообще не изготовлял. И это казалось странностью.
И еще все жители города Прага ломали себе головы над одним вопросом: как так получилось, что столь прославленный на весь мир мастер ювелирных изделий, не стал зажиточным горожанином, а остается аскетом? Ничего не изменилось у мастера в доме. Все тот же маленький, тесный, не раз, с большим умением отремонтированный самим ювелиром, домик так и притягивает к себе посетителей-заказчиков.
Однажды, уже за полночь, в вьюжную, очень морозную ночь, в дверь домика, где жил ювелир, постучали. Мастер пошел открывать. На пороге стоял мужчина, возраст которого определить было невозможно. Ему можно было дать и 30 лет, и все 70. Он сказал, что заплутал в ночи и попросился переночевать. Мужчину впустили, накормили, напоили и уложили спать. Проснувшись утром золотых дел мастер, а он вставал рано, не нашел своего ночного гостя. Гость уже ушел, поблагодарив хозяина запиской. Так же мастер не обнаружил на своем рабочем столе украшения, которое ему заказали неделю назад. Оно было уже совсем готово, за ним должны были зайти, и расплатится за работу.
Сидя за столом, за завтраком, ювелир вспомнил, что еще ребенком услышал от отца рассказ о случайном ночном посетителе, ищущим приюта. Тот, давнишний путник, толи забыл, толи специально оставил кольцо, точь-в-точь похожее на пропавшее. К нему была приложена пояснительная записка, чтобы и отец ювелира, и его сын делали украшения только с таким рисунком. От этого будет завесить жизнь и судьба ночного пришельца и самого мастера так, как этот простой на первый взгляд рисунок был волшебным. Он давал людям благополучие и счастье. Семье также запрещалось покидать приделы Праги. Что же касается самой Злато улички, то здесь из покон веков жили лишь ювелиры. Еще в записке было сказано, что о завершении этой миссии оповестит нежданный ночной путник и исчезновение кольца.
Вся эта история вылетела из головы тогдашнего подростка и всплыла лишь сейчас, за завтраком. Еще он вспомнил, что за дверью его домика должно находиться что-то, что определит всю дальнейшую жизнь мастера. А вот что находится за порогом дома, мастер вспомнить никак не мог. А это было важным составляющим записки.
Так и не вспомнив, что или кто должен ждать его за порогом домика, мастер открыл входную дверь. На пороге стоял юноша, на руке которого блеснуло пропавшее утром кольцо. Золотых дел мастер обрадовался приходу молодого человека, так, как вспомнил важное условие записки о том, что он должен передать свои умение и опыт тому, кто будет стоять у него за порогом дома.
Всю свою жизнь мастер был огорчен тем фактом, что у него нет сыновей, которым бы он передал свое дело. И судьба дает сейчас ему такую возможность.
27.02–07.03.2021