Олег Стаматин
Маленькое путешествие по Большой Байкальской Тропе. Очерки из одиночного похода
Сходить в одиночное путешествие я мечтал на протяжении целого года, но реализации постоянно мешала бесконечная дилемма с выбором маршрута, что должен был быть и относительно безопасным для одиночки, и при этом оставаться достаточно интересным. Финальное решение пришло стихийно и всего за несколько дней до начала путешествия. Заключалось оно в том, чтобы доехать на автобусе до п. Большое Голоустное, переночевать у друзей в скаутском лагере, пройти вдоль побережья Байкала по Большой Байкальской Тропе до п. Листвянка и на четвертый день вернуться домой.
Выглядел маршрут достаточно легко. Я тут же начал подготовку, чтобы уже через несколько дней выступить в путь. Самым сложным оказался моральный аспект, а именно снятие страха от одной лишь мысли «ночевать одному в темном лесу», который я с треском провалил. серьезно тревожась вплоть до первого шага по тропе. С другими элементами подготовки вышло удачнее, и уже 4 июля билеты на автобус были забронированы, провиант закуплен, а рюкзак был собран и готов к отправлению.
5 июля в 14:00 я вышел из дома, чтобы к 16:00 сесть в транспорт и к 18.30 быть в п. Большое Голоустное. Дорога прошла без приключений. Стоило мне выйти из машины на залитую солнцем сельскую дорогу, как в голову тут же ударил пьянящий запах свободы, а в животе заиграло щекотливое чувство приближающейся авантюры. Погода была замечательная. В приподнятом настроении я направился к детскому лагерю «Странник» где меня уже ждали друзья из моего скаутского отряда. Остаток дня я провел за общением с ними, а перед сном даже побывал на лагерной вечерней программе, где проходил аналог передачи «Своя игра».
На следующее утро вставать пришлось рано. День предстоял долгий и тяжелый. Необходимо было получить разрешение на посещение национального парка. А так как у меня удачно вовремя кончился баланс на симке, и я остался без связи, то предстояло сделать это вручную, а не через интернет. Для этого в поселке нужно было отыскать лесничество. Но пока было утро и оно, вероятно, не работало, я собрался посетить одну из местных достопримечательностей священную гору Майлгар.
Из забавного: Я поднимался в гору по тропе в абсолютной тишине, когда вдруг из ближайших кустов кто-то произнес отчетливое «Гаааля», а после замолчал. Я сильно испугался, но к моему облегчению, через пару секунд оттуда вылетела небольшая птичка, которая покружила рядом со мной, крикнула еше раз «Гаааля», а затем напоследок махнула крылышками да исчезла в зарослях.
— Олег. Приятно познакомиться, — подумал я и продолжил путь.
Тропа неторопливо петляла по склону, медленно забирая вверх. Кругом росло множество старых деревьев с цепкими ветвями. Местами они сковывали тропу в столь тесных объятиях, что едва можно было протиснуться, а иногда вдруг расступались, позволяя взору охватить величественный Байкальский пейзаж. Несмотря на красивое окружение, я скоро выдохся и привалил на короткую передышку. Из-за тяжелого рюкзака болели плечи, а мышцы ног забились от долгого подъема. Решено было оставить рюкзак и взобраться на вершину налегке.
Я уже бывал на священной горе Майлгар ранее и даже встречал там рассвет пару раз, но даже несмотря на это, когда я подошел к краю возвышенности и увидел открывшийся вид, то дух мой захватило, словно все это происходило впервые. У самого подножья горы протекала река Голоустная, а чуть подальше через неё перекинулся мост, где я был еще минут 20–30 назад. Миновав мост река исчезала под пологом реликтовой рощи изумрудного цвета, а затем вновь появлялась и из последних сил неслась к водным пространствам Байкала, что заманивали к себе поразительной красотой своих голубых глубоких вод.
С вершины Майлгар открывается потрясающий вид на п. Большое Голоустное и прилегающие окрестности.
К сожалению, я так и не смог узнать, почему гора считается священной. Единственное, что мне удалось выяснить, так это то, что на горе Майлгар растут деревья, многим из которых более 300 лет. Может быть, поэтому местные назвали её священной? Этот вопрос так и остался для меня загадкой.
Стоило дойти до местного лесничества, как мне пояснили, что разрешение на посещение национального парка получается на КПП, что располагалось в 3.5 км от деревни перед тропой на Сухое Озеро. Тогда я не знал, что та тропа начинается совсем неподалеку от ББТ, поэтому уже предвкушал приключения, что неожиданно начались задолго до начала основного пути.
Туда нам надо!
Идти до КПП предстояло по живописной дороге вдоль Байкала. Было только начало дня, светило солнышко, а рядом плескалось синее озеро. Поэтому столь приятный путь я прошел достаточно быстро. А вот поиск КПП занял некоторое время, но местные выручили меня и скоро я уже оплачивал разрешение.
Дорога до КПП
Начало тропы обозначалось шлагбаумом и несколькими стендами с предупреждениями и схемами. Постояв еще какое-то время перед началом тропы, я, наконец, решился и двинул вниз по тропе. Уже через метров 500–800 она резко сузилась и пошла вдоль сопок, нависающих над водной гладью.
Тропа идет над самым обрывом, что требует постоянного внимания
Свобода. Вот какое чувство настигает путешественника, стоит ему удалиться от дома на достаточное расстояние. Чувства радости, когда с тебя спадают кандалы, что в городской жизни так неистово тяготили, а перед взором простирается дорожное полотно, ведущее за горизонт, навстречу неизвестности и приключениям.
Когда время подошло к обеду, из-за очередного поворота тропы вдруг показалась небольшая полянка у самого берега Байкала, которую я тут-же занял и принялся обедать. Что касается еды, которую я взял в поход, то тут мой рацион был относительно скуден, но зато довольно питателен и легковесен. В основе своей это были консервы, сухая картошка, лапша и сладкое к чаю. К слову, типичный походный набор.
На протяжении всей тропы есть множество обустроенных стоянок
После обеда путь был продолжен. Скоро тропа исчезла, предлагая прогуляться по каменистому берегу до следующей развилки. А уже на ней предстояло решить следующую дилемму.
Продолжить идти по берегу или пойти по тропе, что довольно опасна и крута?
Я выбрал первое.
Забегая вперед, скажу, что туристы, встреченные мною в дороге, рассказывали, что тоже шли вдоль