Ондржей Секора
Муравьи, вперёд
В муравейнике грядут перемены
О том, кто встретился жуку-дровосеку
Итак, где же всё это началось? В густой траве у маленького ручья. Дровосек переезжал тогда на новое место. Вы его, конечно, знаете: это тот самый жук с длиннющими усами. Он вёз в тачке длинные брёвна, громко вздыхал и всё время ощупывал усами дорогу перед собой: как бы обо что-нибудь не споткнуться.
— Далеко собрались, дядюшка? — услышал он откуда-то.
Дровосек повернулся и посмотрел налево, потом направо, а после наверх. Гляньте-ка! Прямо над ним на согнувшейся травинке качался муравей, поправляя при этом на шее красную ленту в крапинку. Честное слово, он будто бы даже строил усачу рожицы.
— Давай-давай, болтайся там, ухмыляйся сколько тебе угодно! — заворчал Дровосек. — Лучше бы ты мне помо…
Бум!
Договорить он не успел. Колёсико его тачки ударилось о большой камень. А всё потому, что он отвлёкся, всего-то на минутку, и перестал ощупывать дорогу своими усами-антеннами.
Бух! Бах! с жутким грохотом покатились во все стороны брёвна.
— Помогите! Скорее! — закричал бедный Дровосек.
Брёвна придавили его усы к земле, и он просто не мог пошевелиться.
— Тише, тише, — отозвался муравей и быстро скатился по травинке на землю. — Ферда-муравей вам поможет.
Он сунул два пальца в рот и засвистел так, что ему ответило эхо в горах.
Вы не успели бы и до пяти досчитать, а там, в траве у ручья, уже было полным-полно муравьёв.
— Ферда, это ты свистел?
— Ферда, что надо делать?
— Ферда, ты что-то хотел?
— Ферда, нужна наша помощь?
Да уж было ясно, что Ферда пользуется у них уважением.
— Парни, надо убрать эти брёвна! И побыстрее! — скомандовал муравей с галстучком в крапинку.
Прежде чем вы посчитали бы от одного до десяти и обратно (а потом ещё раз, но уже с закрытыми глазами), Дровосек был освобождён.
— А теперь расскажите нам, дядюшка, куда вы всё-таки шли с этими деревяшками? — улыбаясь, спросили его муравьи.
— Ещё вон та, одна лежит у ручья, — завздыхал Дровосек. — Ну вот, теперь придётся снова всё складывать в тачку, а мне ещё идти и идти!
— Дядюшка, вы что, собираетесь грузить брёвна обратно в тачку? — рассмеялся Ферда. — Так ведь всё можно устроить совсем по-другому! Мы сейчас скинем их в ручей, и вода отнесёт их за вас сама. Причём даром! Ну-ка, муравьи, марш с брёвнами к ручью!
Изумлённый Дровосек ещё не успел толком прийти в себя, а брёвна уже были в ручье, и вода весело уносила их всё дальше и дальше.
— Ах ты боже ж мой! Домик! Это же мой домик! — заломил руки усач. — Спасите его, а не то он уплывёт! — И жук отчаянно бросился к берегу догонять свои брёвна.
О том, почему не уплыл домик дровосека
— Муравьи, скорее, поймайте брёвна у ближайшего дерева! — спокойно распорядился Ферда, и муравьи тотчас помчались за ними.
О-хо-хо, вот только мчались они как-то медленно. Всего через несколько шагов муравьи уже начинали пыхтеть как паровозы, а когда на их пути встречались травинки, они либо обходили их стороной, либо спотыкались о них и падали. Ну что ты будешь делать! Так эти брёвна точно уплывут!
— Ферда, быстрее, сделай же что-нибудь! Муравьи за ними не угонятся! — встревожился Дровосек. — Не переживайте!
Ферда знал, что нужно сделать. Он взял еловую иголку, как следует разбежался и — оп! — ловко метнул её так, как бросают копьё.
Иголка пролетела по красивой дуге и попала точно в цель, встав прямо посередине ручейка. И вот когда к ней подплывали брёвна, они останавливались:
— ведь на их пути теперь стояла иголка.
— Вот здорово! Ферда, это у тебя получилось? — удивлялись запыхавшиеся муравьи. — Как ты это делаешь? Мы тоже хотим попробовать!
И они тоже стали метать иголки. Но… их иголки летали как попало. Падали из рук, не хотели втыкаться в землю, и ни одна из них не смогла улететь дальше той, которую бросил Ферда.
— Ферда, мы тоже должны научиться! Покажи, как правильно бросать! — попросили муравьи.
— Научу, но сначала бегите к дереву! Быстренько на другой берег ручья!
Ферда побежал первым — он оттолкнулся правой ногой от земли и тут же оказался на другом берегу. Но никто больше не смог перескочить через ручей. Одни муравьи просто бежали по воде, некоторые погрузились в неё по самую голову, и Ферде пришлось вытаскивать их из ручья, а остальные предпочли сделать мостик и спокойно перейти по нему на другую сторону.
— Кажется, мне придётся научить вас ещё очень многому! — вздохнул про себя Ферда и побежал к брёвнам.
О том, кого Жижала затащила по ошибке к себе в нору
— А я что говорил? Я всегда это говорил! — отозвался кто-то Ферде из-под земли.
Но никого не было видно.
— Вот я, — продолжал этот кто-то снизу, — когда жил в детстве в кинотеатре, видел, как на экране люди прыгали во-о-от так далеко и махали при этом руками во-о-от так! — Кто-то и правда так сильно размахивал в траве руками, слышалось что-то похожее на свист.
— А ещё я видел в кинотеатре, как прозвучал выстрел — бах! — Тут кто-то под травой со всей силой хлопнул в ладоши — участники соревнований разбежались и стали во-о-от так отталкиваться ногами от земли, как будто от кого-то удирали. Невидимка, рассказывая, не забывал стучать кулаками по земле: — А люди кричали им: «Впе-рёд! Вперёд!»
— Это же Вумник! — воскликнул Ферда. — Это может быть только он. Но где он?
Наконец Ферда увидел его. Посмотрите-ка, вот он, жук Вумник, собственной персоной, весь зарылся в землю, только голова и руки торчат наружу. Знай себе кричит и как только не надорвётся: «Вперёд! Впе-рёд!»
— Что ты тут делаешь, Вумник? — недоумевал Ферда. — Тебя будто кто-то в землю воткнул!
В ту же секунду у Вумника пропал весь задор. Он перестал кричать: «Вперёд! Вперёд!», опустил глаза и совсем погрустнел.
— Да вот,