Ланцов Михаил Алексеевич
Сын Петра. Том 5. Ветер перемен
Аннотация
Отбившись от первой волны врагов и чудом устояв на ногах, Россия оказалась в сложной ситуации. Прыгнув выше головы, держава чуть не свернула себе шею. Все в ней стало расползаться по швам, ибо кое-как было сшито и скроено. Да и враги, сделав правильные выводы, плотно занялись подготовкой к новому «раунду переговоров», переучивая и перевооружая свои армии.
Начался interbellum.
И Россия, входя в него с огромным ворохом внутренних проблем, может вполне выйти к новой серии войн за передел мира едва живым инвалидом. Мир изменился. Да. Но не настолько, чтобы встать на новые рельсы… Слишком велика махина…
Страница книги
Справочная информация
[1]
Здесь имеется в виду старший в роде Лопухиных — Илларион Авраамович Лопухин (1638–1713) — отец царицы Евдокии Федоровны, возвращенный усилиями Алексея из ссылки несколько лет назад.
[2]
Отцом современного типа полиции (и, в частности, уголовного розыска) был Эжен Франсуа Видок (1775–1857), французский преступник, который перейдя на службу государства сумел поставить первый по-настоящему рабочий вариант сыска и расследования преступлений. Один из наиболее уникальных и гениальных представителей своей эпохи. Самородок.
[3]
Здесь имеется в виду роликовая цепь, вроде той, что используется на велосипедах.
[4]
В данном случае это цитата барона Мюнхгаузена из второй части известного фильма.
[5]
Такая печь представлялась собой небольшой вертикальный цилиндр, окруженный слоем трубок. Крышка для загрузки топлива сверху. При ее открытии тяга опускает задвижку, блокируя поступления воздуха в топку. Чтобы не так дымило. Для растопки ее можно отключить. Продукты горения удаляются по тонкой выхлопной трубе, которая была обернута асбестом для теплоизоляции, и помещена в тонкий жестяной короб.
[6]
У Алексея и Демидова получилась система очень похожая на австрийский мушкет Августина 1840-х годов. Например, Austrian Model 1842 Kadettengewehre.
[7]
Малый ледниковый период (МЛП) — период глобального относительного похолодания, имевший место на Земле в течение XIV–XIX веков. В этот период стабильно замерзал Ботнический залив и в Венеции нередко так бывало, что на коньках могли покататься.
[8]
В данном случае термин «Юрьев день» употребляется в разговоре не корректно. В переносном смысле, как право перехода крестьянина с одного надела на другой.
[9]
Здесь Алексей поднял тот неприятный вопрос, что в те года, за ради привилегий башкирами начинало зваться много разных людей. Далеко не все из которых являлись башкирами. Отчего уже в начале XVIII века башкиры как этноним описывал не некий этнос, а скорее более широкую группу, находящуюся в определенных привилегированных условиях. Дальше это проявлялось сильнее.
[10]
Такие скверы шли через 2 квартала.
[11]
Здесь имеется в виду дорога типа «макадам» идущая по маршруту Москва — Тверь — Вышний Волочок, — Новгород — Псков — Рига общей протяженностью около 1000 км. Для Западной Европы гигантское расстояние.
[12]
Размеры парохода 76,2×10,16 м при осадке 1,27 м.
[13]
В данном случае применялась достаточно банальная технология. Одежда аккуратно укладывалась так, чтобы не помялась. Потом на нее надевался чехол из бумаги. Потом еще один. И еще. Последний — третий — был пропитан воском и после надевания запаивался тем же самым воском. А внутрь укладывались благовония, чтобы одежда пахла приятно. И в таком виде ее укладывали в сундуки. Что разом решало массу проблем, связанных с сыростью, насекомыми, запахами, пылью и прочими пакостями.
[14]
Казахское ханство как термин был придуман во второй трети XX века. В XVII веке русские называли это государство Казачья орда, а персы Казакстан. Кроме того, это государство называлось Улусом Джучи и Токмак, ну и иными вариантами.
[15]
Для этих целей по заказу Алексею сделали колючую проволоку максимально примитивного толка. Вручную.
[16]
Султанами в улусе Джучи назывались представители правящего рода, имеющие права на престол.
[17]
Печи постоянно активно топили, не закрывая на тление для сохранения жара. Не типичное их использование, но позволяло их использовать для быстрого и интенсивного прогрева большого помещения.
[18]
То есть, укладывался в маркировку М100, используемую в XX–XXI веках для кирпича или цемента. Это уровни строительных материалов невысокого качества. Для 2020 годов обычный полнотелый керамический кирпич маркируется в диапазоне М50–300, клинкерный — М350–1000; ходовыми же марками цемента являются М300–500.
[19]
Стропила собирались из двутаврового профиля, который делали из пластин и уголков, получаемых прокатом пудлингового железа. Клепкой. По уже отработанной на Московской верфи корабельной технологии.
[20]
Речь о типичной для Египта и Леванта конструкции. На глубине несколько метров от здания отходил тоннель с полсотни метров. Он заканчивался воздухозаборником — таким грибком со сменным фильтром. Проходя по тоннелю воздух прохода летом немного охлаждался, а зимой — согревался от земли. Дальше он достигал теплообменника. Здесь был расположен массивный чугунный радиатор, вдоль ребер которого и двигался воздух. Сверху же на эти ребра капельным методом подавалась вода, которая, испаряясь от потока воздуха, охлаждала радиатор, а тот, в свою очередь, поток воздуха. Зимой тыльную сторону радиатора обогревали паром. Дальше из камеры теплообменника воздух расходился по помещениям. Все заканчивалось в башенке, а точнее во флюгере. Он размещался на трубе, по которой поднимался вверх воздух вентиляции. Для дополнительной тяги фигура флюгера была полой и выход воздуха всегда располагался в сторону, куда дул ветер, из-за чего у среза выхода получалось пониженное давление, усиливающее тягу.
[21]
Алексей с таким оружием сталкивался в прошлой жизни, когда под специальные задачи заказывал штучные изделия в Тарусе. Из полигональных стволов в начале XXI века вполне «выжимали» до 0.3 МОА на длинных серия, но цена и трудности производства были запредельными. А хоть сколь-либо адекватное серийное производство таких стволов было возможно только ротационной ковкой (как на MG-42), не получая на выходе хорошей кучности, которая там и не требовалась. Впрочем, для начала XVIII века даже кучность MG-42 выглядело сказкой. Одна беда — ротационной ковкой даже не пахло.
[22]
В данном случае холодильником являлся железный ящик с хитрой системой теплоизоляции, куда загружался лед с ледника в качестве охладителя. Он таял, вода собиралась в поддоне. Время от времени лед требовалось подкладывать. Однако свою функцию он выполнял — позволял держать что-то в прохладе вне ледника.
[23]
Юдома — правый приток Маи, которая правый приток Алдана, а