Анна Челнокова
Легенда о чёрном Короле
Скажите, как вы относитесь к кошкам и котам?
Хочу рассказать вам историю, которая поможет по-новому взглянуть на пушистых мурлык. Я б не решилась, если бы не конкурс сказок: право же, не хочется рисковать репутацией, описывая сомнительные встречи.
Дело было в Санкт-Петербурге. Я торопилась навестить Зимний дворец и пришла слишком рано: музей ещё не начал свою работу. В задумчивости прогуливалась перед входом и решала дилемму: ждать или пойти прогуляться?
Случай дал ответ. Я почувствовала ощутимый, но мягкий удар в плечо. Обернулась, покачнувшись, и встретилась с рыжими глазами на чернющей морде кота. Замерла, ощущая одновременно холодящий нос зверя и шок от прыжка.
— Своенравный ты кот! — с таким криком к нам резво подбежала сухонькая старушка с белыми пружинками-кудряшками. — Спасибо! Простите, что выбрал ваше плечо, тут уж я бессильна. Коли приглянулись ему, так долго не слезет. Будьте так любезны, помогите котика домой отнести?
Хотела отказать, да не смогла: то ли воля была скована, то ли любопытство рулило процессом. Прямо с котом на плече, осторожно, медленно, стала двигаться следом за милой женщиной. Было непросто! А старушка решительно засеменила прямо к входу в Зимний дворец, на ходу доставая ключ.
— Вы же в гости хотели зайти, верно? Посмотреть красоты да экспонаты, вот я вас и пропущу. Быстренько. С котом-билетом. Через свой вход, — хозяйка лукаво посмотрела на меня через плечо и открыла дверь. — А, впрочем, один из великих экземпляров уже показал себя сам.
Старушка рассмеялась, а Кот одобрительно замурчал, спрыгнул с моего плеча и призывно обернулся.
— Зовёт вас сокровища Эрмитажа показывать, — хмыкнула Старушка. — Ну пойдём, прогуляемся, развлечём раннюю гостью. Пока ещё можно. Собирай всех, Ирусан!
Я улыбнулась: не каждый день встретишь кота с легендарным именем. Всё это было крайне остроумно и здо́рово походило на ожившие ирландские сказания о том самом чёрном Короле Котов. Вы наверно тоже читали? Магический зверь размером с быка, наделённый магической силой, и всё такое.
Кот меж тем громко и призывно мяукнул трижды, а улыбка моя спряталась. Звук был удивительно громкий, пронзительный, властный, больше похожий на звук трубы, чем на кошачий мяв. И началось движение, удивительное и пугающее. Со всех сторон потянулись коты, замирая перед моим новым знакомым.
— Вот и все в сборе. Не отставай и ты, милая. Коты двигаются, мягко, быстро и бесшумно, но коли убегут, так не догонишь. — улыбнулась старушка, взяв меня под руку, сняв напряжённую паузу с тела.
Мы отправились навстречу пустым коридорам. Коты то плавно, синхронно ступали по каменному полу, то разбегались вокруг пёстро-пушистой рекой, и лишь Ирусан чинно следовал рядом с нами.
— А разве можно котам просто так жить в музее такого уровня? — полюбопытствовала я. Сейчас удивляюсь тому, что могла генерировать не только мычание, но и связную речь.
— О, этим-то «котам», как ты говоришь, закон не писан. «Кошка гуляет сама по себе», только «кошка может смотреть на короля», слышала такое? Рассказать о них или испугаешься? Ты-то поймёшь, поверишь, коли захочешь.
Старушка пытливо заглянула мне в глаза. Я отчетливо поняла, что лет ей так много, что и не сосчитать, можно погрязнуть в числах. Сила в ней да простая нежность. Строгости щепотка есть, может, и ещё что-то было, но затмевала всё доброта. Сияла как будто свеча, укрывала ощущением безопасности, самобытности и вечности. Я молча кивнула и отвела взгляд.
— Вот и чудненько, так мы и думали! — пропела хозяйка и обменялась с котом быстрым взглядом и начала свой рассказ.
— Странно полагать, что ночью всё остаётся таким же, как было днём. И Эрмитаж не исключение. Он живёт двойной жизнью, на грани Яви и Нави, переплетая многие тайны реальности, решая задачи прошлого, уберегая предназначения будущего.
Атмосфера здесь поистине сильная, которая ограждает мир людей от их пугающей неизвестности. Надёжно и постоянно. Да и Хранителей всяких здесь много, пропитан дворец их путями да тропами. Внимание великих часто здесь ощущается. Сильное место выбрал Ирусан, Король котов, для заботы о подданных.
Я шумно вздохнула, а Старушка кивнула, продолжая:
— Да-да, никаких ошибок, наш Ирусан — тот самый кот-миф. Не спрячешь от людей всего, да и не нужно этого. Часть правды всегда в легендах живёт, в сказках прячется. Верить-то готовы единицы, а нам того и достаточно. Ты слушай дальше, не отвлекайся.
Стал замечать Король, что с некоторыми из его рода происходит непоправимое на исходе третьей жизни. Ночные трансформации. Полные ужаса превращения несчастных котов и кошек в жестоких мантикор. Изменённые убивали себя, а кошачья душа погибала навеки вместе с телом чудовища.
Ирусан искал причины денно и нощно, но всё было тщетно. Помогла ему я. Случайно, как это всегда бывает, встретились мы в тёмный час, спасая одну и ту же пропадающую душу.
Услышал зверь мой голос, что баюкал ужас колыбельной. Оказалось, что песня снижает в чудовище желание убивать себя, а сила и защита Эрмитажа отныне замедляет трансформацию.
Король котов обратился к Хранителям. Нашёл способы и пути. Привёл всех поражённых напастью сюда со всего света. С тех пор каждую ночь я жду превращения и каждую ночь баюкаю жутких мантикор, сохраняя им жизнь и душу. Ну и приколдовываю днём, чтобы людей не пугать, не смущать реальность.
Ирусан же продолжает поиски и приводит обращённых, без устали пытаясь разгадать загадку мутаций своего рода.
Старушка замолчала, на ходу вытирая слезу. Резко втянула носом воздух и продолжила:
— Эх, была не была, коли начала, так расскажу всю правду. Не так часто получается людям довериться, душу излить. Думаешь, что я бабулечка-красотулечка простая? Как бы не так! Баба-яга я, милая, самая настоящая. Многие века назад пришёл Ирусан за помощью, я уже не помню и времени без этой смоляной морды рядом. Чего только не прошли вместе, друг другу помогали. Да и сейчас справляемся.
Пугает другое. Люди пугают меня, милая. Всегда дурни были, да ныне совсем бессердечные встречаются. Уродуют кошачьи души своими словами и действиями, ускоряют превращения, создают необратимых мутантов, бессмысленно повреждая души животных. Когда оскорбляют. Когда бьют. Когда предают.
Знаешь ли ты, что одно