К. Н. РУДИЧ
ТЕПЛО И ХОЛОД СЕВЕРА
*
Ответственный редактор
член-корреспондент АН СССР
П. Ф. ШВЕЦОВ
Рецензент
И. Я. НЕКРАСОВ
© Издательство «Наука», 1985 г.
ПРЕДИСЛОВИЕ
С начала XVII в. Северо-Восток Азии стал привлекать к себе внимание многих выдающихся исследователей. Их пути пролегали через очень суровый край; порой единственными дорогами были реки, и в первую очередь такие, как Яна, Индигирка, Колыма. Но не только природа манила сюда путешественников. С давних пор было известно, что в горных массивах Северо-Востока можно найти полезные ископаемые. И хранятся эти клады в земле, скованной на большую глубину вечной мерзлотой.
В условиях вечной мерзлоты нередко формируются богатые металлами россыпи. В отличие от россыпных месторождений, расположенных в экваториальных и других зонах, которые образуются в основном вследствие эрозионных процессов, на Северо-Востоке решающее воздействие на этот процесс оказывает мерзлотное выветривание.
Другое, редчайшее явление, которое присуще районам вечной мерзлоты, — наличие в ней газоконденсата в твердом состоянии. Это пример удивительного сочетания тепла и холода. В вечной мерзлоте развиты и многочисленные наледи, которые свидетельствуют о большом количестве термальных источников.
Соседство тепла и холода вообще типично для Северо-Востока. В крае есть ледники, которые способны серьезно воздействовать на режим горных рек, в том числе на Колыму и Индигирку, а также вулканы, в недалеком прошлом озарявшие окрестности своими вспышками. Из недр извлекаются газ, нефть, каменный уголь. Поэтому лихие северные морозы теперь переносятся человеком куда легче, чем в былые времена.
Планомерное освоение этого во многом уникального края нашей страны стало возможным сравнительно недавно. Об этом и рассказывается в настоящей книге.
ПЕРВОПРОХОДЦЫ СЕВЕРО-ВОСТОКА
Освоение Северо-Востока проходило в необычайно сложных условиях. Но, несмотря на это, первооткрывателям удалось изведать такие просторы, которые во много раз превышали территорию Европы. Их походы иногда начинались с опорных пунктов, находившихся за многие тысячи километров. Одним из них являлся Великий Устюг. Этот город на берегу реки Сухоны в XVII в. располагался на перекрестке дорог, ведущих в Поморье, на Урал и далее на восток — в Сибирь. Великий Устюг был известен в то время как торговый и транспортный центр, а также судостроением. Здесь родился один из выдающихся землепроходцев — Семен Иванович Дежнев.
Другим опорным пунктом для продвижения главным образом к бассейнам Енисея и Лены, был город Мангазея на реке Таз (правый приток Оби). Он основан в самом начале XVII в. По тому времени это был немалый город с населением около 2 тыс. жителей. Здесь занимались пушным промыслом, меновой торговлей и т. д. Однако в связи с закрытием морского пути в Мангазею и истреблением пушного зверя город потерял свое значение. В 1672 г. он был перенесен на Енисей, в Туруханское зимовье, и переименован в Туруханск.
В дальнейшем опорные пункты выбирались уже ближе к цели путешествия, главным образом на Лене, а к середине XVII в. — на Яне, Индигирке, Колыме и в некоторых других местах.
В открытии и освоении Северо-Востока принимали участие люди разных занятий. Они собирали сведения в основном географического характера, о природных условиях, речных бассейнах края, о его населенности, пушном звере и др. Приведем краткие сведения о некоторых первопроходцах.
Один из них — выходец из Мангазеи — Иван Ребров, возглавлявший экспедицию на Северо-Восток. В 1636 г. он направился к среднему течению Лены, откуда спустился к Ледовитому океану и уже морским путем достиг устья Яны. Здесь было построено первое зимовье, а через некоторое время в устье Индигирки — второе.
Примерно в то же время на восток следовали и другие группы первопроходцев, но уже по сухопутью. Так, енисейский сотник Посник Иванов в 1638 г. вышел из Якутска и через Верхоянский хребет добрался до Яны. Затем, пройдя по берегам рек Туостах и Догдо, он спустился к Индигирке по ее левому притоку — Сюрюктяху. В 1639 г. Иванов достиг Индигирки и на невысоком правом берегу ее поставил зимовье. Из этого зимовья в скором времени вырос город Зашиверск, просуществовавший почти 200 лет.
Географическое положение города способствовало превращению его в крупный по тому времени центр на северо-востоке Якутии. Здесь перекрещивались пути землепроходцев с запада на восток и с юга на север. Академик А. П. Окладников писал: «Кто не слышал о Мангазее! А кто слышал о заполярном Зашиверске, столь же старинном русском городке, затерянном еще глубже в просторах Сибирской тайги и тундры, окруженной легендами и тайной?
Древний город давно исчез и стал достоянием истории[1]. Легенды говорят, что когда-то у стен казачьей крепости устраивались шумные ярмарки, на которых с драгоценной пушниной собирались со всех концов люди тайги и тундры. Навстречу им из ворот крепости, увенчанных высокой башней-колокольней, выходили купцы с разноцветным бисером, железными изделиями…»
Почти одновременно с Посником Ивановым из Ленского острога по сухопутью направился в верховье Индигирки казачий десятник Михаил Стадухин. Перевалив через Верхоянский хребет, его отряд вышел к поселку Оймякон — еще одному важному опорному пункту для землепроходцев, расположенному на левобережье Индигирки.
Узнав от местных жителей, что восточнее Индигирки протекает большая река, Стадухин в 1641 г. со своим отрядом вновь двинулся в путь. Спустившись сначала к устью Индигирки, а затем пройдя Студеным морем (Северный Ледовитый океан), он наконец увидел большую реку. Это была Колыма. Здесь Стадухин в 1643–1644 гг. основал вблизи ее устья зимовье и Нижнеколымский острог.
Отсюда Стадухин возвратился в Ленский (Якутский) острог. Но в 1647 г. он вторично направляется на Колыму, имея наказ морем добраться к реке Анадырь. Однако сложная ледовая обстановка не позволила осуществить этот поход, и Стадухин добрался морем лишь до Колымы. В 1650 г. с большим отрядом он снова отправился на Анадырь, но по сухопутью. Зимой 1651 г. Стадухин находился на реке Пенжине, построил суда и продолжал свой путь по Охотскому морю, в конце концов достигнув Охотска.
Необыкновенная настойчивость и мужество Михаила Стадухина позволили ему сделать много важных