Профессор Н. Н. Розенталь
Христианство, его происхождение и сущность
От издательства
Доктор исторических наук профессор Н. Н. Розенталь в брошюре «Христианство, его происхождение и сущность» интересно рассказывает о социально-экономических причинах и идейных истоках возникновения христианства, происхождении и социальной сущности мифа о Христе.
В брошюре говорится об истории возникновения и развития основных направлений христианской религии — католицизма, православия и протестантизма — и раскрывается их социальная роль.
Брошюра представляет интерес как для верующего, так и для неверующего читателя. Вместе с тем она дает богатый материал для лекторов, пропагандистов и агитаторов, ведущих атеистическую пропаганду. Небольшой объем брошюры позволил включить в нее лишь две лекции Н. Н. Розенталя, с которыми он неоднократно выступал по заданию Всесоюзного общества по распространению политических и научных знаний: «Христианство, его происхождение и сущность», «Из истории православия, католицизма и протестантизма». Редакция ограничилась лишь самыми необходимыми исправлениями, стремясь сохранить не только содержание, но форму и стиль этих лекций.
I. Христианство, его происхождение и сущность
ЧТО ТАКОЕ ХРИСТИАНСКАЯ РЕЛИГИЯ?
Христианство представляет собой самую мощную и влиятельную из всех существующих в настоящее время форм религии. Современные приверженцы христианства распадаются на ряд больших международных религиозных организаций — так называемых церквей, как, например, католическая, православная, лютеранская, кальвинистская и другие церкви, а также на бесчисленное множество всевозможных сект. Все они в одинаковой степени считают себя христианами, т. е. почитателями некоего воображаемого ими божественного существа под именем Иисуса Христа, которому они поклоняются.
Ввиду своей широкой распространенности и своего все еще сильного воздействия на умственную жизнь значительной части человечества христианство, как и всякая другая религиозная система, мешает развитию научной мысли, укрепляет в странах капитала эксплуатацию трудящихся и тем самым сильнейшим образом тормозит общий социальный и культурный прогресс. Поэтому во имя прогресса, победы коммунизма и неразрывно связанного с ним повышения уровня жизни народных масс нам необходимо последовательно разоблачать несостоятельность и реакционность христианской религии и освобождать человеческие умы от ее упорного влияния. А для успешного решения этой задачи мы должны прежде всего уяснить себе, что такое христианство, каким образом оно возникло и чьи классовые интересы выражает.
Марксистско-ленинская теория учит, что всякая религия представляет собой неправильное, искаженное отражение действительности. «В начале истории, — говорит Энгельс, — объектами этого отражения являются прежде всего силы природы… Но вскоре, наряду с силами природы, выступают также и общественные силы, — силы, которые противостоят человеку и так же чужды и первоначально так же необъяснимы для него, как и силы природы, и подобно последним господствуют над ним…»[1]
К таким более поздним и развитым формам религии принадлежит и христианская вера в фантастического бога-человека Иисуса Христа. Эта вера складывалась в течение нескольких столетий в эпоху, когда первобытно-общинный строй жизни людей уже сравнительно давно уступил место рабовладельческому строю с его все более резко углублявшимися противоречиями между антагонистическими классами рабовладельцев и рабов, когда рабовладельцы для сохранения своего классового господства всячески укрепляли созданные ими политические организации. Родиной христианства было самое сильное и обширное из всех тогдашних рабовладельческих государств — Римская империя, которая ко времени возникновения этой религии объединила в своих пределах все страны Европы, Азии и Африки, расположенные вокруг Средиземного моря. В. И. Ленин отмечал, что Римская империя целиком была основана на рабстве.[2]
Не удивительно, что на всем содержании христианского вероучения лежит яркая печать рабовладельческой эпохи. Христиане постоянно называют себя рабами бога и, совершая свой культ, становятся на колени и делают земные поклоны. Их священные книги учат смирению и покорности, обещая верующим за это блаженную вечную жизнь, которая якобы ждет их после смерти. Отметим, что и все другие религии, возникшие и сложившиеся в классовом обществе, основаны на обязательной вере в так называемую «будущую жизнь», но нигде эта вера не занимает такого центрального места, как в христианстве. Вера в воображаемую, не существующую жизнь за гробом, где якобы сам господь бог по всей справедливости одних награждает за добродетели, а других наказывает за пороки, была создана фантазией людей, сознающих свое бессилие осуществить справедливое общественное устройство в реальной действительности. Социальные корни религиозной мечты о будто бы ожидающем нас всех посмертном божественном правосудии глубоко вскрыты В. И. Лениным в его замечательной статье «Социализм и религия». Ленин подчеркивал, что «религия есть один из видов духовного гнета, лежащего везде и повсюду на народных массах, задавленных вечной работой на других, нуждою и одиночеством. Бессилие эксплуатируемых классов в борьбе с эксплуататорами так же неизбежно порождает веру в лучшую загробную жизнь, как бессилие дикаря в борьбе с природой порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п.»[3].
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ И ИДЕЙНЫЕ ИСТОКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА
Христианские богословы совершенно неправильно утверждают, будто бы их религия возникла сразу, в готовом виде, как непосредственное откровение бога, воплотившегося на земле в образе идеального человека — Иисуса Христа. В действительности христианство складывалось в течение долгого времени и постепенно восприняло в себя многие существенные элементы более древних, языческих религий.
Основной предпосылкой возникновения христианства, как и других религиозных систем классового общества, явилось такое развитие социально-экономических противоречий, при котором угнетенные низшие слои населения после многих неудачных попыток собственными силами облегчить свою участь были вынуждены искать утешения в вере, надеяться на сверхъестественную помощь со стороны какою-либо благосклонного к ним божества. В течение II и I веков до н. э. в Римской империи неоднократно происходили грандиозные восстания рабов, которые, однако, каждый раз кончались жестокими поражениями вследствие недостаточной организованности и сознательности восставших. Наиболее серьезным и опасным для римских эксплуататоров-рабовладельцев народно-революционным движением было великое восстание рабов в Италии 73–71 годов до н. э. под предводительством Спартака, которого В. И. Ленин называет «одним из самых выдающихся героев»[4] того времени. Но и это восстание также завершилось кровавым разгромом рабов.
Один из новейших исследователей истории раннего христианства французский ученый-коммунист Шарль Эншлен справедливо отмечает закономерную связь между поражением Спартака и резким подъемом мистических чаяний среди угнетенных масс божественного спасителя. «Можно сказать, — пишет Эншлен, — что Христос победил потому, что потерпел поражение Спартак. На смену земному мстителю пришел мститель небесный, апокалиптический; на смену общей борьбы — покорность судьбе, на место реальных надежд — отказ от всего земного и упования на небесное воздаяние»[5].
Ожидание чудесного спасения от божества или какого-нибудь его представителя было особенно распространено в