Глава 1. Залог наших побед
Бытует мнение, что театр начинается с вешалки. А вот с чего начинается футбол? Конечно, не с билетных касс и не с полицейских у входа на стадион. Прежде всего, необходимы игроки, тренер, газон с зелёной травкой. Однако в наше время главная проблема в том, что невозможно обойтись без спонсоров. Не имея богатого покровителя, бессмысленно ждать успехов от команды – ей обеспечен вылет в ФНЛ. Даже если есть толковый тренер и преданные клубу футболисты, у команды нет перспектив – лучших игроков переманят более обеспеченные клубы. Мало кто устоит перед соблазном получать зарплату, во много раз превышающую доходы инженера, научного работника или менеджера средней руки.
Одесская поговорка гласит: «Кто её ужинает, тот её и танцует». Но в этом танце спонсор не участвует – он наблюдает за игрой с трибуны, аплодирует, кричит, после забитого гола обнимается с друзьями, вместе с футболистами пьёт шампанское по случаю победы. А в случае неудачи одним мановением руки отправляет тренера в отставку и выговаривает судье за то, что тот не справился с заданием.
Позвольте, но как посмел, кто дал ему такое право? Ответ предельно прост: 100 миллионов евро, которые спонсор тратит на команду за сезон, – это вполне достаточная сумма, чтобы не обращать внимания на тех, кто ропщет по поводу стиля руководства и методов достижения победы на футбольном поле. Представьте, что человек купил себе игрушку, а ему указывают, как он должен с ней играть. Понятно, что он пошлёт незваных критиков куда подальше.
Однако есть у этого спонсорства некая особенность, которую не любят обсуждать. Речь о том неисчерпаемом источнике, откуда регулярно поступают финансовые средства. Если верить тому, что пишут в СМИ, то получается следующая картина.
Бюджет «Зенита» в сезоне 2018/2019 составил около 180 миллионов евро. Генеральным спонсором клуба с декабря 2005 года является «Газпром», а в число прочих благодетелей входит целый ряд компаний: Сеть АЗС «Газпромнефть», G-Drive, G-Energy, OOО «Газпром межрегионгаз», «МегаФон», AO «Газпромбанк», АО «Согаз», «Gazprom Germania GmbH», «Gazprom Schweiz AG», ООО «Газпром инвестхолдинг», «Металлоинвест», OMV, «Факторинг-финанс», ПАО «Сибур Холдинг». Ни для кого не секрет, что более 50% акций ПАО «Газпром» принадлежит государству, что вполне логично, поскольку благополучие компании основано на добыче природного газа, который, по сути, является народным достоянием. Поэтому возникает вопрос: а стоит ли разрешать госкомпаниям тратить деньги на финансирование футбольных клубов? Ещё десять лет назад помощник президента Аркадий Дворкович в интервью журналисту Рабинеру разъяснил, что к чему:
«"Газпром" – публичная компания, которая отчитывается перед всеми акционерами – как государством, так и частными, которых почти 50 процентов. Никто, кроме собрания акционеров вмешиваться в эту ситуацию права не имеет, а они не возражали».
Неужели добровольно согласились на снижение дивидендов? Да нет, миноритарные акционеры выступали против такого распределения доходов, имея в виду слишком большие траты на «Зенит». Впрочем, если государство не возражает, тут ничего уж не поделаешь.
Бюджет «Спартака» чуть меньше того, что у питерских – около 120 миллионов евро. Среди спонсоров клуба – ОАО «ЛУКОЙЛ», ПАО Банк «ФК Открытие», KIA motors, «Управляющая компания Менеджмент-Центр», холдинг «ИФД КапиталЪ». До недавнего времени в этом списке был элитный гостиничный комплекс Riviera Sunrise Resort & SPA в Алуште, но спонсорское соглашение пришлось разорвать из-за американских санкций против компаний, работающих в Крыму. В одном ряду «Спартак» и Крым – это была хорошая рекламная находка, однако не сбылось.
А вот название нового стадиона «Спартака» стало отличной рекламой для одного из спонсоров. Как известно, в сентябре 2018 года руководство футбольного клуба продлило до 2023 года спонсорское соглашение с банком «ФК Открытие», которое действовало с 2013 года. По его условиям стадион футбольного клуба в Тушино должен был в течение шести лет называться «Открытие арена», а на футболках игроков появилась символика этого банка. Сумма сделки – 1,2 миллиарда рублей в год (по нынешнему курсу около 17 миллионов евро). Удивляет то, что банк согласился продлить соглашение, несмотря на сокращение маркетинговых затрат на 30% в 2018 году, а в следующем – вдвое. К этому следует добавить, что до осени 2017 года «ФК Открытие» был одним из крупнейших частных банков России, однако затем Центральный банк РФ объявил о его санации из-за неудовлетворительного финансового состояния, и вот сейчас ЦБ принадлежит 99,99% акций банка. Так что же, футбольный клуб «Спартак», по крайней мере, на 15 % финансируется из российского бюджета? Неужели и в ЦБ нашлись добрые тёти и дяди, болельщики футбольного «Спартака»? А ведь казалось, что «Спартак» – это один из немногих частных (!) клубов, участвующих в чемпионате России по футболу.
Футбольный клуб «Локомотив» вынужден довольствоваться суммой не более 80 миллионов долларов. Его спонсором является государственная компания ОАО «РЖД», принявшая эстафету от министерства путей сообщения СССР. Однако прежний благодетель не чета нынешнему спонсору – теперь доходы футболистов взлетели так, что нет никакого смысла сравнивать их с зарплатами простых железнодорожников. И правда, зачем травить душу диспетчерам, машинистам и сцепщикам вагонов – они никоим образом не могут повлиять на распределение доходов «РЖД».
ФК «Краснодар» до сих пор по своему бюджету не отставал от «Локомотива», однако ситуации с финансированием этих клубов кардинально отличаются. Если «Локомотив» фактически существует на деньги государства, то «Краснодар» рассчитывает исключительно на пожертвования частных спонсоров. Основным источников финансовых средств является Constell Group – эта группа компаний, на 90% принадлежащая Сергею Галицкому, специализируется на производстве кондитерской продукции, а также изделий из бумаги, полиэтилена и пластика. В число спонсоров входят ООО «Сельскохозяйственное производственное предприятие "Юг"» и производитель безалкогольного пива «Балтика № 0». В сезоне 2017/2018 список был куда длиннее, но после того, как неформальный владелец клуба Сергей Галицкий продал свою долю в торговой сети «Магнит», вместе с акциями компании ушли шесть спонсоров команды. Всё это были поставщики сети «Магнит», в контрактах с которыми был прописан пункт о выделении средств на поддержку клуба. Теперь, чтобы компенсировать потерю четверти спонсорских вливаний, Сергею Галицкому придётся выкладывать деньги из своего кармана.
ЦСКА по своему бюджету немного отстаёт от упомянутых выше клубов – около 65 миллионов евро. Среди спонсоров ЦСКА – ОАО «Россети, Аэрофлот» (60% акций Аэрофлота, как и «Россетей», принадлежат государству), а также ООО «Хендэ Мотор СНГ», топливная компания ЕКА и «Рособоронэкспорт» (соглашение с ним заключено сроком на 1 год). Помимо спонсорских вливаний, клуб регулярно получает от УЕФА призовые деньги за