Ознакомительная версия. Доступно 10 страниц из 46
Александр Шишонин
Учебник для родителей. Как зачать, родить и вырастить здорового ребенка
© ООО «Издательство АСТ», 2022
© ООО «Детский доктор», 2021
От автора.
Зачем написан этот учебник для родителей?
«Принимал я больных в кабинете,
Поздно ложился, вставал рано.
Пациенты при ярком свете
Раскрывали свои мне раны».
ОЛЕГ ГРИГОРЬЕВ, «ДУША»
Даже к самым простым приборам, типа флешки или пауэр-банка, порой прилагаются инструкция и документ о гарантии, не говоря уж о телевизорах и автомобилях, причем для машины инструкция представляет собой целую книгу! Человек устроен на много порядков сложнее машины, особенно человек маленький, потому что он растет. Не зря в мединститутах педиатрические факультеты считаются самыми трудными. Представьте себе, какой толщины была бы инструкция к автомобилю, если бы вам нужно было не просто освоить готовый «взрослый» автомобиль с конвейера, а вырастить его самому из игрушечного, вскармливая из ложечки особым легким эфиром, потом начать постепенную прикормку высокооктановыми бензинами, постепенно доходя до солярки, выгуливать, носить на ручках и играть с ним, учить ездить, водить в автосадик, чтобы ваша машинка пообщалась с другими малышами. А ведь там вашу легковушечку могут плохому научить! Особенно грубые грузовики.
А детей нам в роддоме выдают без всякой сопроводительной документации и гарантий – что родили, то и получите! Возврата не предусмотрено. Любой брак – ваш. Поэтому заботиться о своем будущем потомстве нужно задолго до его рождения, и не ослаблять воспитательного напора потом многие-многие годы. А инструкций к детям не прилагается. Считается, что помогать вам в формировании вашего маленького человека должны другие люди, особо обученные специалисты с соответствующими образованиями – воспитатели, педагоги, врачи… Но вы же знаете, своя рубашка ближе к телу, и если хочешь сделать хорошо, делай это сам, ваши дети чужим людям по барабану.
Положение усугубляется тем, что многие врачи, как ни странно, не вполне понимают некоторых вещей, о которых пойдет речь в этой книге. И мне даже трудно их винить, поскольку вся система медицинского образования за последние сто лет медленно и незаметно, словно огромный корабль, повернулась по ветру фарминдустрии, заменив путеводный курс клинического мышления курсом «доказательной» медицины, при котором думать самому не нужно – за тебя уже подумали другие, проведя двойное слепое рандомизированное исследование. Куда уж лучше! Тебе, как роботу, нужно только исполнять протокол – прописать нужные таблетки в соответствии с полученными анализами.
Да и некогда современному поликлиническому врачу особенно думать-то: у него конвейер. Успевай только формуляры заполнять. Доказательная медицина своими протоколами занавесила собой конкретного больного. Не остается времени порой даже взглянуть ему в глаза, не говоря уж о том, чтобы подумать, что с ним не так и почему это происходит? Может, прежде чем таблетки прописывать, поинтересоваться, что этот ребенок ест, о чем он думает и почему, какая обстановка у него дома, как проходили роды, потом посмотреть на его папу, на маму?.. Но нет! Это всё пока еще недостижимая роскошь из далекого будущего, да и то, если человечество пойдет в правильном направлении а не запротезирует себя до состояния киборгов, окончательно обесчеловечив.
А ведь протезы, которые мы так не любим и себе не желаем, – это не только механические устройства для ущербного восполнения утраченной живой функции. Задумайтесь о том, что, например, таблетка, на которую гипертоника или диабетика сажают на всю оставшуюся жизнь, есть не что иное, как химический протез. Если нет ноги или зубов, без протезов не обойтись. Но если все внутренние органы на месте, может быть, лучше восстановить их работу, чем подсаживаться на химический костыль?
А сейчас бывает так, что уже 12-летних детей приводят на прием и им ставят гипертонию. И сажают на таблетки. Это что же творится такое? Ребенка еще можно «починить», а не инвалидизировать с самого детства, ведь таблетки нас медленно разрушают.
В общем, эта книга для тех, кто предпочитает иметь максимально здорового ребенка при минимуме болезней и считает ответственным за него не только чужого дядю, но в первую голову себя, как родителя.
Респект таким и уважуха! А также эта книга в помощь.
Часть 1. Пролог жизни
Природа щедра на сюрпризы – философское отвлечение
– Соседка, слышен голос твой:
Рыданья, стоны, крик и вой.
Ты что, рожаешь или как?
– Нет! Я беременею так.
НАРОДНОЕ
Меня не зря называют философствующим доктором. Хорошо, что не идиотом с побочными ассоциациями, как друзья называли нобелевского лауреата Виталия Гинзбурга. До нобелевского лауреата мне еще далеко! Но поразмышлять о жизни я люблю и подобного рода отвлечения часто допускаю, заставляя знакомых их выслушивать. Они терпят. И вам придется. А кому сейчас легко?..
Вот вы, например, никогда не задумывались о корнях религии? Люди религиозные полагают, что нечто невидимое, но всеобъемлющее руководит нами, нашей жизнью. С другой стороны, практически все религии имели в своей основе культ вполне видимого невооруженным глазом Солнца. Оно считалось главным богом, то есть уже древним людям было ясно, что именно наше светило поддерживает жизнь на Земле. Сейчас мы это понимаем еще больше, знаем разные слова, типа «фотосинтез», но это никак не объясняет сложности процессов биологического развития – как растений, так и животных. Биология развития – это темная материя для науки о живом.
Как из семечка появляется дерево, а из яйцеклетки, слившейся со сперматозоидом, – человек? Понятно, что всё идет по определенной программе, но также ясно, что целиком эта программа в генах не прописана. Слишком уж много нужно прописать на слишком ограниченном объеме ДНК – движение триллионов клеток, которое они должны осуществить, чтобы выстроить организм. Никакого ДНК не хватит! Да и как прописать в одной клетке согласованные действия всего их ансамбля? Откуда клетка знает, что делает другая клетка в данный момент и что в этой связи делать ей самой? Как одна клетка решает, что ей и всем, кто левее нее, нужно превращаться в нервную ткань, а соседняя с ней клетка зародыша «понимает», что ей, ее потомству и всем, кто расположен правее нее до определенного рубежа, нужно превращаться в мышечную, например, ткань или сосудистую? Кто проводит эту невидимую черту между клетками и отдает неслышимую команду на перестроение?
Как одна клетка решает, что ее потомству
Ознакомительная версия. Доступно 10 страниц из 46