Александр Свирин
ЭКСПЕДИЦИЯ К ПРЕДКАМ
Книга знаний • пятая
Подробное и достоверное описание того, как некие разумные существа — НКАЛЕ, КАГЕН и ТЬКАВИ, — прибывшие на землю с другой планеты, перешли с межпланетного корабля на МАШИНУ ВРЕМЕНИ и в сопровождении профессора Академикова отправились в ДАЛЁКОЕ ПРОШЛОЕ, чтобы изучить ИСТОРИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
Описание подтверждается печатью звездолёта «ЛУЧ», личной подписью космического капитана ЛЕНДЕДА, уверениями заинтересованных лиц и фотокопиями документов.
«Мы видели, как времени рука
Срывает все, во что рядится время,
Как сносят башню гордую века
И рушит медь тысячелетий бремя…»
(В. Шекспир, из Сонета №64.
Перевод С. Маршака)
Пролог
Кто читал книгу «БОЛЬШАЯ ОХОТА», помнит, наверно, на чем мы расстались. Я и Генка уезжали в пионерлагерь, а Ленка собиралась лететь на остров Диксон к своим папе и маме. Сколько мы ни просили Александра Петровича сказать нам, что будет, когда мы вернемся, Ленкин дед только загадочно улыбался. Так ни с чем мы и разъехались…
Но теперь мы опять в сборе — Ленка, Генка, Александр Петрович и я, Витька Бубликов. Вот мы сидим у Ленки, и сейчас, наконец, выяснится, что он задумал — Ленкин дед — и как дальше пойдет игра. Так что вы к нам в самое время. Заходите, присутствуйте…
— Начали! — командует Ленка. — Давай, дед, выкладывай свои планы. Итак?..
— Итак… А нельзя ли повежливее?
— Ну, дед, пожалуйста! — Ленка сделала реверанс.
— Сердечно тронут… Так вот, прежде чем кинуться в новые странствия, поиски и приключения, подведем итоги. С того памятного дня, когда нами было решено, что мы больше не люди, а крылато-хвостатые, никогда не спящие, видящие в темноте и в тумане Разумные Существа, прилетевшие на Землю с другой планеты, миновал год. Мы — Нкале, Каген, Тькави и капитан Лендед — познакомились с природными условиями Земли…
— Побывали в глубинах Тихого океана…
— Приняли участие в Большой охоте отрядов «КИС-КИС» — Комиссии Инопланетных Связей…
— Погрузили на борт своего космического корабля огромную коллекцию земных животных и растений, чтобы доставить их на нашу планету…
— Подружились с выдающимися земными учеными — русским профессором А. П. Академиковым…
— Индийцем Рам Чараном и американцем Сеггриджем…
— И теперь мы возьмем их с собой и полетим обратно? — перебила Ленка. — Это все, что ты придумал, дед?
— Фи, — скривился Александр Петрович. — По-моему, это придумал кто-то другой.
— Отправимся открывать другие обитаемые миры? — попробовал догадаться Генка.
— Ты забыл о возрасте капитана Лендеда. Боюсь, его жизни на это уже не хватило бы…
— Что же остается? — спросил я. — На Земле мы, кажется, уже все повидали!..
— Я выброшусь из окна! — Александр Петрович схватился за голову. — Как это все?!. Мы же не видели еще самого главного… Человека!
— Какого человека, дед?
— Да самого обыкновенного! Того чудака, который давным-давно, еще будучи обезьяной, свалился однажды с дерева, испуганно завопил: «Ма-ма!», — встал на задние лапы и развел первый костер… А потом, «немного погодя», настроил на Земле города, открыл атомную энергию, соорудил космический корабль и… ну и так далее. Допустим, что его зовут Чарли.
— Блеск! — завопил Генка в полном восторге. — Выдумаем такую машину, которая будет переносить нас в любой век и в любое место, куда нам вздумается. Выдумаем Машину Времени!.. Залез в кабину, нажал кнопку — вввжжик! — и затормозил… скажем, перед входом в шатер Чингисхана. Дал очередь из бортовых пулеметов, и вся история человечества пошла по-другому!.. — Глаза Генки так и горели. Он жаждал дела.
— Стоп, — сказал я. — Вылезай!.. Если история человечества пошла по-другому, то ни меня, ни тебя нет на свете. Вместо нас тут другие люди. И некому расстреливать Чингисхана. Но в таком случае он остается живым. И значит, история идет нормально. Следовательно, на свете опять появляешься ты, придумываешь свою Машину Времени и даешь очередь по шатру. Чингисхан убит… Пулеметы строчат по штабу, косят орду. Растерявшиеся монголы поворачивают коней и в панике бегут назад, в свои монгольские степи. Ход истории изменен. Нас нет на свете… Чингисхан опять уцелел… На дворе трава, на траве дрова, на дровах мочала — начинай сначала!.. Интересно, как ты из этого выпутаешься?
— Пренебрегу! — беспечно сказала Ленка.
Генка вопросительно смотрел на Александра Петровича. А я стоял на своем:
— Такая машина вообще не может быть создана. Так же, как вечный двигатель. Верно?
— Да, — подтвердил Ленкин дед. — Если уж что-то произошло, то произошло. И сбросить это событие со счетов истории невозможно! Пришлось бы сперва ликвидировать причину, которая его вызвала. Но эта причина сама была только следствием другой, предшествующей причины… И так — до бесконечности!.. Обоснованию того, что активное вторжение в прошлое невозможно, дано даже специальное название — постулат Причинности… И все-таки… — Александр Петрович внезапно распахнул дверь своего кабинета и жестом пригласил нас войти. Там стояла машина.
— Она действует в обход постулата, — сказал Ленкин дед.
Один за другим мы прошли в его кабинет. Игра началась.
ГЛАВА ПЕРВАЯ,
которая приводит нас в Зал Ожидания и знакомит с маршрутом предстоящего путешествия. Старт
Тонкий эластичный скафандр, словно трико акробата, неощутимо охватывал все мое тело от подбородка до кончиков пальцев, хвоста и крыльев. Ассистент, помогавший мне облачиться, был доволен.
— Как вторая кожа! — констатировал он. — Маску и шлем, Тькави, наденешь потом, когда вы разместитесь в машине. Ну-ка, повернись… Присядь… Встань… Подними руки… Согни… Нигде не тянет, не жмет?
— Порядок, — сказал я, принимая от него браслет с маленьким таймером — прибором вроде ручных часов, на циферблате которого отмечались годы, века и тысячелетия.
— Иди, одевайся!
К вешалке я подошел одновременно с Кагеном. Академиков уже поджидал нас. Обыкновенный земной человек — без хвоста и крыльев — он облачился в скафандр гораздо быстрее нас.