Оскар Мацерат
Фридайвинг. Когда не дышать хорошо, а хорошо не дышать ещё лучше!
«Я помню, как всё начиналось…» ©Макаревич
Отлично помню. Всё начиналось с продавца невнятной ерунды для отдыхающих, его палатка стояла у спуска к морю в посёлке Сукко. Мы с другом Гришей интересовались ластами и масками, а получили удивительный по своему вдохновению рассказ.
«Чо, ласты нужны? Вы, типа, нырять собрались что ль? Вы, типа, ныряльщики, да? Ну-ну… Я за устрицами с утра нырял знаете на сколько? На двадцать метров! Двадцать! Понятно вам? На одном дыхании, без баллонов! Вы-то ни в жисть так не сможете! А устрицы, свежие, они вообще не только вкусные. Они ещё и полезные для нас, мужиков. От них потом вот так вот всё!»
Для наглядности продаван изобразил, как у настоящих мужиков «вот так вот всё» — ударил кистью левой руки по локтевому сгибу согнутой правой и продолжил:
«А? Ага! Вот так вот! С утра прям! Двадцать метров, а потом во как! А вы-то чё? Ну-ну… Попробуйте, ага… Ласты брать будете?»
Ещё бы! Конечно! Теперь просто необходимо было нырнуть на двадцать метров, где в прохладе и полумраке дожидались нас волшебные устрицы.
Мы купили по набору «три в одном» — маска, трубка и ласты, всё в одной сеточке. Мы спустились к пляжу. Мы надели покупки на себя и от лежаков почапали в море — чапать мешали ласты, маски запотели, дети показывали пальцем. Ничё, прорвёмся.
Сначала море никак не пускало нас внутрь себя. По поверхности мы плавали довольно резво, но вот изнутри почему-то выталкивались. Приноровившись, я нырнул на небольшую глубину. Потом поглубже, потом ещё и ещё, заболели уши, но надо было терпеть, раз я теперь охотник на устриц. Превозмогая боль в ушах и усталость, через час я спустился на какую-то нереальную, запредельную глубину, просто в какую-то бездну упал, схватил там ракушку и счастливый выбрался на берег. На берегу уже сушился ленивый Гриша. Он спросил: «Чё-как, покорил двадцатку?»
«Ну, может не двадцатку, но пятнадцать точно!» — не без гордости похвастался я. На следующее утро мы верёвкой с камнем измерили глубину моего триумфального погружения. Длина верёвки составила три с половиной метра.
Этот опыт научил меня, что с нырялкой не всё так просто, как кажется. И ещё, что мне нравится быть под водой, хочется быть там часто и подолгу. Вернувшись в Питер, я заскучал по тому ощущению собственной подводности, когда вокруг красиво, тихо и спокойно, когда можно перемещаться в трёхмерном пространстве, без оглядки на гравитацию. Будто летишь, как птица — больная, искалеченная, потрёпанная жизнью, горбатая и кривая птица с проблемами на работе и обрубленными наполовину крыльями, но… Тысяча чертей, летишь ведь! Хоть так пока, и то хорошо.
Гугл подсказал, что ныряние на задержке дыхания называется фридайвинг, он же нашёл отличный курс для начинающих. Отучился там две недели, получил карточку фридайвера — это как водительские права, только на ласты.
И понеслось — покупка снаряжения, дыхательная гимнастика дома, редкие тренировки в бассейне и на открытой воде, лень, занятия, да пошло оно всё, море, опять занятия, перерыв на год, море, редкие тренировки и т. д. Прошло два года и вот он я — сижу, пишу для всех вас о фридайвинге, имейте терпение, сейчас вы всё узнаете.
Фридайвинг — это хорошо!
Фридайвинг — это спорт, официально признанный, хотя и не особо популярный в России. Пока что. Думаю, после этой публикации популярность его возрастёт в разы, и в метро в каждом вагоне вместо человечков с гитарными чехлами и зеркалками появятся люди с ластами наперевес.
Фридайвинг — это спорт, начать заниматься которым не поздно никогда. Вот в других видах спорта как: тридцать лет — кури бамбук на пенсии. Во фридайвинге: тридцать лет — это ты ещё рано начал, мальчишка (девчонка). Если ты в душЕ спортсмен и мечтаешь о соревнованиях, звании мастера спорта, медалях и почётных грамотах, а на деле великовозрастный менеджер, растящий пузо за монитором по 18 часов в сутки, то фридайвинг — твой единственный выбор. Ну ладно, может ещё шахматы. Других вариантов я не знаю. Кстати, это не шутка, а реальная история жизни одного знакомого инструктора, который из тридцатипятилетнего, скучного и лысеющего толстуна превратился в сорокалетнего, подтянутого, неунывающего и лысеющего мастера спорта по подводным видам спорта. Нырял за Россию на чемпионате мира, ничёсе! Мужик к успеху шёл — шёл и пришёл! И ты сможешь, значит! Может даже и я смогу. Вообще все смогут, кроме друга Гриши, которого из-за лени ждёт чудесное превращение в щербатого тюленя.
В спортивном фридайвинге куча всяких дисциплин: ныряние в глубину, ныряние в длину в бассейне и статическая задержка дыхания, когда ничего делать не надо, а только лежи себе в водичке лицом вниз и не дыши. В нырянии показатель — метры, в статической задержке — минуты и секунды.
Вообще, соревноваться с другими вовсе не обязательно. Можно и для удовольствия понырять, как я. For fun. Хотя и в любительском фридайвинге нужно заниматься, чтобы расти над собой, чтобы жена гордилась, а друзья по контактику завидовали.
Самое доступное — дома развивать статическую задержку дыхания. Чтобы научиться долго не дышать, я делаю дыхательные упражнения, растяжку межрёберных мышц и диафрагмы, а так же тренировочные серии из задержек дыхания. Их несколько разновидностей, не хочу сейчас в это углубляться. Грубо говоря, я лежу на диване и не дышу. Лучше, конечно, заранее предупредить родню чтобы скорую не вызывали, когда обнаружат, что ты лежишь на диване и не дышишь. Мне с женой повезло, она сама врач. Подошла, присмотрелась и говорит: «О-ой! А кто это тут у нас мёртвенький? Лежи-и-ит, глазки закры-ы-ыл, не дышит. Чисто маленький опоссум! Притворился дохлятинкой, чтобы унитазик не мыть?» (Мыть унитаз — мой супружеский долг.) «Женщина! — открыв глаза говорю ей, — не мешай мне спортом заниматься!» «Лёжа на диване? — удивилась жена. — Ну-ну… Пивка принести?» Заботливая она у меня.
Так же дома можно учиться компенсировать давление в ушах, по-простому говоря продуваться. Продуться — значит загнать воздух во внутреннее ухо. Без продувки вам доступна глубина 4–5 метров, потом барабанные перепонки начнёт ломить так, что мама не горюй. Боль. БООООЛЬ! У меня с продувкой проблемы, перед началом сезона приходится тренировать её часто, нередко в общественных местах, чтобы зря время не терять. Если вдруг в пробке,