Сергей Кернбах
Отзыв на книгу Э.Э. Годика «Загадка экстрасенсов»
Имя Э.Э. Годика известно из источников конца 70х и 80х годов, связанных с разнообразными государственными программами по нетрадиционным (для науки того времени) темам, будь то ЭМ излучения и человек, или же исследования способностей экстрасенсов. Последняя тема особенно интересна, поскольку под его руководством была создана одна из известных академических лабораторий по исследованию необычных способностей человека. Лаборатория, которой дало добро и которой покровительствовало высшее руководство СССР. Лаборатория, в которой побывало много известных экстрасенсов тех лет. Поэтому, книга такого известного автора вызывает определенные ожидания, будь то подтверждение или опровержение «феномена экстрасенсов», методики экспериментов, дальнейшее развитие интересных проектов, наподобие проекта глобального сознания в Принстоне. Книгу Э.Э. Годика необходимо читать совместно с книгами Л. Колодного («Феномен "Д" и другие», 1991; «Джуна. Тайна великой целительницы», 2015) – они показывают разные аспекты событий тех лет и дополняют друг друга. Для читателей, кто серьезно интересуется темами необычных возможностей человека, в дополнение к работам обоих авторов, также рекомендуется ознакомиться с книгами Г.Н. Дульнева («Исследования явлений энергоинформационного обмена: экспериментальные результаты», 1998; «В поисках Тонкого мира. Психокинез, телепатия, телекинез: факты и научные эксперименты», 2004). Эти работы достаточно полно охватывают проблему измерений экстрасенсорных феноменов и выполнены специалистами, имеющих научные степени в физике, биологии и медицине.
Поскольку повествование начинается с 1982 г., читателю необходимо понимать контекст нетрадиционных исследований начала 80х годов. Это не первая и далеко не единственная лаборатория подобного рода. Из советских работ им предшествовали исследования 60х и 70х годов С.Я. Турлыгина, Л.Л. Васильева, заключение комиссии ЦК КПСС П.Н. Демичева, эффекты Кирлиана, работы секции биоинформации общества Попова и т.д. Из зарубежных работ на тот момент – это исследования в Принстоне (PEAR лаборатория), Станфорде (SRI лаборатория), Фрайбурге (IGPP лаборатория), связанных с именами Тарга, Яна, Бендера и других. Как сейчас известно, МВД, КГБ и МО, а также американские ЦРУ и МО проводили собственные подобные исследования в 70х и 80х годах, некоторые из них были довольно масштабными. Советские лаборатории, в отличие от американских работ, не были объединены в рамках общей национальной программы и не делились информацией между собой, а их активности не были скоординированы. Элементы координации появились только после 1986 г. на уровне Совета Министров и ГКНТ. Университетские исследования, например, Н.А. Козарева или Н.И. Кобозева были скорее личными инициативами и не принимались во внимание в рамках этих работ. К началу 80х годов уже было опубликовано множество литературы, как по парапсихологии, так и по зарождающейся биофизике (например, в области слабых ЭМ излучений биологических организмов).
Парапсихология или биофизика?
Автор рассматривает загадку экстрасенсов в типично физической формулировке – «Физические поля и излучения биообъектов». Поэтому повествование начинается с обзора разных полей, производимых человеком: тепловые излучения (инфракрасное, радио- и акусто- тепловое), электростатическое и магнитное поле. Каждому виду полей посвящена своя глава. Тепловому каналу уделено большое внимание, поскольку он наиболее информативен. Эта тема актуальна и сейчас, ИК камеры в диапазоне 8-14µm стали массовым товаром, используемым в мобильных телефонах, что позволяет повторять опыты автора широким кругом экспериментаторов. За прошедшие годы тепловые эффекты при необычных состояниях человека были хорошо изучены, например, в йоге Туммо, поэтому эксперименты в 80х годах были действительно пионерскими.
Внимание читателей нужно привлечь в двум важным моментам исследований, которые только вкратце упомянуты в книге. Однако, спустя годы, они представляются наиболее существенными. Во-первых, это длительные изменения температуры в определенных областях тела после снятия воздействия. Эффекты контактного или бесконтактного массажа имеют физиологические (или психосоматические) механизмы, они убывают с течением времени. Однако высокая персистентность экстрасенсорного воздействия указывает на механизмы, воздействующие на физические свойства материи, в частности, на интенсивность биохимических реакций, поддерживающие высокую температуру тела (зачастую выше 38°С). Во-вторых, это воздействия на расстоянии, которые достаточно популярны в среде целителей, но вызывают отторжение среди физиков из-за отсутствия физических полей, ответственных за подобный вид дальнодействия. Автор старается не вдаваться в подробности обеих типов экспериментов, однако в последующей литературе конца XX и начала XXI веков они вызвали значительный интерес исследователей и множество публикаций. В частности, в лаборатории автора этого обзора были повторены некоторые опыты из 80х с ИК измерениями биологических объектов, описанных Годиком. Они действительно интересны для любознательного читателя и, например, позволяют глубже познать возможности сознания по управлению собственным организмом. Для подобных опытов можно порекомендовать дополнить ИК измерения контактными и калориметрическими методами для регистрации слабых эффектов.
Автор книги описывает проведенные работы в ретроспективном стиле: кто принимал участие, как собирали аппаратуру, добавляя собственные размышления о природе того или иного явления. Однако практически нет описаний самих экспериментов и их результатов. В температурных явлениях необычными являются величины теплового разогрева и оператора, и пациента, их длительность – в книге этих данных нет. В тех небольших пассажах, где все-таки упоминаются необычные результаты, например, с восстановлением Джуной нарушенного кровообращение в стопах ног больного эндартериитом, что не удалось больше никому из лаборатории, автор сразу же навязывает читателю тривиальную интерпретацию этих результатов. При этом, автор не рассматривает альтернативные интерпретации, обзор литературы и мнение других исследователей, считая свою версию истиной в последней инстанции.
В таких моментах мы встречаемся с твердой позицией автора, которая определила всю методологию исследований: лаборатория не желала иметь ничего общего с предыдущими исследованиями экстрасенсов, которые находились скорее в парапсихологической области, а потому представлялись антинаучными в глазах МФТИ и Института радиотехники и электроники, не говоря уже об Академии Наук. Нужно сказать, что задача отсеять всевозможных несерьёзных представителей мира эзотерики стоит перед каждой лабораторией, занимающейся нетрадиционными феноменами. Например, Дульнев описывает сложности с выбором экстрасенсов для экспериментов и сетует на шарлатанов, дискредитирующих эту область исследований. Однако автор книги относится гораздо строже к этой проблеме и приводит длительные доказательства научности и «серьезности» своих исследований. К сожалению, среди них и чистка публикаций от упоминаний экстрасенсорных феноменов, и публичная «тишина» – лаборатория не только не стала защищать Джуну и Кулагину от обвинений в шарлатанстве, но и даже не стала обнародовать результаты экспериментов с ними. За признание коллег по академии пришлось заплатить высокую цену: были отброшены порядка 80%-90% феноменологии, связанной с необычными явлениями – почти все дистантные и информационные эффекты, опыты с водой, техники йоги и тантрического буддизма (популярные в СССР того периода), Рейки не нашли места в лаборатории, по крайней мере, как это представлено в книге. Возникает