Размен адмирала Бабуева
Глава 1
Пойди туда, не знаю куда
Цикл статей, посвященных 20-летию начала Третьей Мировой Войны. Опубликованы в журнале «Техника Молодежи» в 2011 году. Печататется в серии «Помни Войну», и включает в себя серию авторских статей под редакцией и консультацией непосредственных участников боевых действий. Так как журнал у нас в первую очередь технический, то мы выбрали наиболее интересные эпизоды боевых действий с точки зрения противостояния военной техники.
Открывает серию история знаменитого сражения у Санта-Круш. Хотя данное сражение, как нам известно из курса школьной истории, имело чисто такктическое значение, именно оно показало способность Военно-Морского Флота СССР планировать и успешно проводить стратегические наступательные операции, что начисто отрицалось хвалеными НАТОвскими адмиралами. Какую роль здесь сыграло мастерство конкретных участников боевых действий, какую — правильный рассчет инженеров и мощь военно-промышленных комплексов воюющих государств — решать читателю.
Предисловие
В котором объясняется, как посреди Атлантики оказались американская АУГ и советская КУГ, практически в дуэльной ситуации и без ЯО.
К июлю 1991 года, накал Третьей Мировой Войны, вспыхнувшей из-за поддержки Советским Союзом оккупации Кувейта Ираком, постепенно пошел на убыль. Неожиданно разросшийся до мировой бойни небольшой, можно сказать, «дежурный» конфликт, застал врасплох обе стороны, и выяснилось, что к формату, в котором проистекали вспыхнувшие боевые действия, по большому счету не был готов ни один из противников.
Историки, в т.ч. и военные, впоследствии, найдут этому много объяснений. Слишком стремительный рост военных технологий, с не поспевающей за ними военной мыслью, фактор «подготовки генералов к прошедшей войне», глобальные ошибки в оценке технический возможностей того или иного образца вооружения из-за отсутствия опыта боевого применения. Катастрофические недооценки и глобальные переоценки некоторых теоретически разработанных приемов.
Но разумеется, важнейшим фактором такого легкого возникновения войны, и фактором, глобально изменившему всю стратегию и тактику боевых действий, все безоговорочно называют внезапное исчезновение ядерного оружия.
Как известно из школьного курса истории, ядерное оружие уничтожил профессор Дэйл Фарнхейл, выпустивший в конце 1990 года в тропосферу Земли созданные им частицы, названные впоследствии «вирусом Фарнхейла» (хотя, как мы знаем, это никакой не вирус, а имеющий специальным образом перестроенный спин, барион из разряда пентакварков). Давайте на минутку дадим слово физикам:
Пентакварк действует как флегматизатор цепной реакции деления урана и плутония. Если при нормальных условиях от захвата нейтрона ядром до деления ядра проходят наносекунды, то с пентакваркрм уже требуется порядка целой секунды. Для ядерного реактора это даже хорошо — разгон и останов становятся более плавными. Для ядерной бомбы это означает, что она разлетится до того как большая часть делящихся изотопов примет участие в цепной реакции. А термоядерный заряд не сработает совсем, так как мощности ядерного инициирующего заряда не хватит для запуска термоядерной реакции.
(профессор Д. Желонкин)
В течении непродолжительного времени (физики называют срок от десяти минут до трех часов) они сделали невозможным на всей планете цепную ядерную реакцию изотопов урана и плутония. Безусловно, останься профессор в живых, он был бы удостоен Ленинской Премии Мира, но, как мы знаем, накануне подписания мирного договора, он был удушен в газовой камере «за преступления перед народом США».
Ход этой войны в общих чертах должен быть известен нашим читателям, тем не менее, периоду «летней оперативной паузы», когда вышедшие к берегам Ла-Манша, войска стран ОВД были вынуждены остановится из-за значительного исчерпания сил и средств, в отечественной истории уделяется недостаточно внимания. Эти события, прямо скажем, замалчиваются.
В некоторой степени, этому, мы обязаны неудачам Советского военно-морского флота в этот период. Сохранивший свой потенциал в первые месяцы войны (у флота просто не было задач, которые нужно было решать в условиях отсутствия ядерного оружия, и большинство кораблей и подводных лодок просто отстаивалось в базах), перед лицом понесшего ощутимые потери флота НАТО (провалившиеся попытки задействовать авианосные соединения и АПЛ для поддержки войск в прибрежной полосе), и представляющий довольно ощутимую мощь, он породил серию шапкозакидательских настроений в Генштабе. Результат не замедлил себя ждать.
Окрыленные результатами т. н. «Сражения за четвертую полоску», где советской КУГ во главе с новейшим крейсером «Варяг» и ТАВКр «Новороссийск», во встречном бою была уничтожена АУГ, включавшая в себя авианосец «Нимиц», советские адмиралы «подзабыли» о помощи старательно им помогавших (а фактически, и выигравших это сражение) трех полках морской авиации. Вернее, в погоне за «золотым дождем» из орденов и медалей, они старательно преуменьшали успехи летчиков, выпячивая свои. Так старательно, что и сами в это поверили. Результат не заставил себя ждать.
Напомним нашим читателям, что «Сражением за четвертую полоску» назвали битву у входа в Охотское море в марте 1991 года, из-за предложения увековечить память о победе в ней четвертой полоской на гюйсах и ленточках бескозырок у матросов срочной службы. Первые три, как известно, символизируют победу при Гангуте, Гренгаме и Синопе.
Если атаку на нашу эскадру прикрытия в Печорском заливе еще можно отнести к тактической неудаче (хотя, уничтожение одного, и выведение из стоя еще двух БПК, явилось достаточно ощутимым уроном) то сражение у берегов Гренландии можно с полным правом сопоставить с японским результатом в сражении у о. Мидуэй. Советский Союз лишился сразу двух крейсеров (проекта 1164 и пр. 1134), при сильно поврежденном авианесущем крейсере «Рига», ответив только двумя, практически случайными попаданиями торпед с подводной лодки в отходящий авианосец. Характерно, что как и в сражении при Мидуэе, советские моряки оказались до последнего момента неспособными установить местоположение АУГ. Этому способствовала ставка США на перехват советских разведывательных спутников, которая к периоду «летней оперативной паузы» начала давать плоды.
На фоне такой вот не совсем радостной картины, мы и встречаемся с нашими героями, соединением адмирала Бабуева, прошедшим капитулировавший Гибралтар, и занявшего позицию в тысяче километрах западнее него, в надеждах перерезать коммуникации между Великобританией и США.
Состав КУГ адмирала Бабуева:
* ТАРКР проекта 1144 «Киров»
* ЭМ проекта 956 «Окрыленный»
* ЭМ проекта 956 «Безупречный»
* БПК проекта 1134А «Адмирал Нахимов»
* БПК проекта 1134А «Адмирал Исаченков»
Наших читателей, не знакомых с этими кораблями, мы отсылаем к прошлогодней подборке наших журналов, там масса материалов по теме. Тем более статьи будут интересны тем, что в них (хотя и не так подробно) описаны противостоявшие в том бою «одноклассники»