октябрь 1987 года
30.09.87. Среда
Завтра с вероятностью 99% пойдем на переход. Такое уже с нами было в июле 1985года. Погрузили боезапас, провизию и ждали только приказа. Попутно на день ВМФ вошли в Неву и заняли место Авроры, которая была на реставрации. Тогда мы были флагманским кораблем на параде. Но, увы! Последовал отбой и наш БПК застрял на Балтике еще на два года. Сегодня ситуация повторялась. Боезапас погрузили. Сигнальщиков привлекали в качестве оцепления. Лично я таскал снаряды на пушки АК-100. Ремень через плечо, получаешь снаряд и бредешь на бак к орудийным башням. Самое смешное, что дивизион связи не привлекался на погрузо-разгрузочные работы, за исключением выгрузки хлеба. У них, видите - ли, ограничение, не более 16 кг нагрузки на руки. Связисты работают на ключах и должны беречь пальцы. Сигнальщики относились к дивизиону связи. Ключ у нас тоже был, правда, один на клотиковые огни. На рабочем прожекторе МСНП ключа не было. Наверное, поэтому нас сигналов и гоняли то в оцепление, то на выгрузки. Сегодня грузим провиант. Я по зову сердца или по дурости, что тоже бывает, пошел таскать мешки с мукой. Всегда удивлялся, а почему нельзя мешки делать не по 50 кг? Как с такой махиной можно по трапу в трюм спускаться? Наверное, так думали остальные сигнальщики, которые по зову сердца или хитрости оказались на погрузке консервов и т.п. Мука быстро съела мои силы и я, волоча ноги, поднялся на сигнальный. Здесь кипела работа. Мои «орлы» организовали подпольный трафик продуктов. Вместо того, чтобы таскать все в продуктовую кладовку, они делали рейсы на сигнальный, предварительно выставив на «шухер» Бармена. Награбленное (консервы, сухари, рыбу, изюм) как в сказке об Али-Бабе и 40 разбойниках прятали не в пещеру, а дымовую трубу, в которую у нас был доступ. Я понял, что если этот караван накроют, то во Владивосток придет не старшинапервой статьи Супруненко, а матрос под той же фамилией. За такое, точно могли разжаловать. Встаю грудью на пути каравана, взывая парней к пролетарской совести. Думаешь, послушали? Я встал на левом борту, а они обошли меня с правого. Нервы не выдержали, и я ушел на выгрузку второй хлебной машины. Ношу хлеб и думаю, а ведь пацаны и для меня стараются. Надо бы и свою лепту внести. Воровать не стал, как в старые добрые времена, а просто попросил у хлебореза буханку хлеба. Хлеборез с Киева, почти зема, да и у меня за плечами три года службы. Несу заветную буханку на мостик и по обычаю прячу в кранец с флагами. Мы так всю службу делали. Поднимаю флаги, чтобы замаскировать честно заработанную булку и обомлеваю! Там в рядочек лежат буханок 15 белого хлеба. Беру свою буханку и иду возвращать хлеборезу. Спасибо, зема, мы хлеба уже наелись! Вот такие парни служат со мной в отделении.
В этот вечер прощался с Балтийском, с его 74 причалом. Сколько мы тут швартовались! Слушали соловьиные трели в соседних зарослях, смотрели на корабли, идущие по Калининградскому каналу. В общем, было, что вспомнить.
1.10.87. Четверг.
Наконец-то тронулись. Идем эскадрой в три корабля БПК «Адмирал Захаров», БПК «Адмирал Трибуц», БПК «Маршал Шапошников», все одного проекта. Флагманский корабль с контр-адмиралом Дорнопыхом на борту «Маршал Шапошников». Часов с 12 у берегов Польши появились «Виггены», а в 14.35 на хвост сел фрегат УРО «Боксер» ВМС Великобритании. К 18.00 заколебали самолеты «Виггены» и «Торнадо». По правому борту от носа до траверза наблюдал 24 рыбака. До 20.00 к нашему ордеру подходили три шведских ракетных катера R 131-132-136. Но это еще цветочки, впереди проливная зона.
2.10.87. Пятница.
В проливную вошли в 04.05. Обстановка нормальная. В корме патрульный катер. На рассвете появился РК «Гепард» ФРГ и тащился за нами часов до 10 утра. У мыса Стенхольма частенько стопорили ход, пропуская паромы. Самолетов пока не было. Резко похолодало. Северное море не за горами. У какого-то Датского побережья вертолет завис над самым сигнальным мостиком и с него начали фотографировать антенны нашего корабля. Я, с Карауловым вооружившись зеркалами, принялись пускать им солнечные зайчики прямо в объектив. Получилось. Не понравилось это датчанам, они к нам и так и эдак, но все равно свою задачу на 100% не выполнили. «Торнадо» летали стаями, уже надоели. Видели даже бразильский самолет. С 4утра стоял на мостике без передышки до 13.00. Что попишешь, проливная зона. Кормили сегодня отменно. Завтра обещали еще лучше. Балтика провожала нас очень ласково. Качки ни какой, шли, что по озеру.
3.10.87. Суббота.
Вышли в Северное море. Встретило оно нас очень ласково, что удивительно. С 4.00 за нами тащился А1413 ФРГ, а утром в 8.00 из тумана вынырнул фрегат F-808 Нидерландов. Кормить начали по форме 7, что на убой. С обеда начало качать. Море 3 балла. БПК «Трибуц» засек ПЛ малютку. Мы ее тоже взяли на сопровождение. Я фрегату поднял «Како» без знака свода сигналов и «папа» охрипшим голосом здорово на меня кричал. Потом появился Нидерландский «Орион». Заступаю только в 8.00 утра. Сегодня сдвиг смен.
4.10.87. Воскресение.
F-808 тащился за нами целую ночь. Утром в хвост сел еще и Бельгийский фрегат. На море туман. Ни видно, низги. F-808 отстал. В пролив Паде-Кале вошли в 15.00. Из-за тумана берегов не видно. Судоходство довольно оживленное, поэтому пришлось стопорить ход и пропускать паром. Самолетов как ни странно нет. Англичане и французы нас проморгали. В проливе встретили только РК 637 Франции, но впереди еще Ла-Манш. Мне кажется, НАТОвцы нас передают из рук в руки. Сначала встретили англичане, передали шведам (они правда не НАТО, но все равно сорняк с того огорода). Потом в хвост сели немцы, нидерландцы, бельгийцы, французы, кто следующий? Море чудесное, как по заказу. Волн и ветра нет. Но впереди Бискайский залив. От напряжения начались зрительные галлюцинации. Вижу цели, которых нет на самом деле. Руки от фалов грязные и соленой водой не отмываются. Штаны и голландка тоже все в соли.
5.10.87. Понедельник.
Вчера в начале десятого перешли Гринвичский меридиан и оказались в Западном полушарии. Ла-Манш на удивление спокоен. В 4.00 уклонились от сухогруза по правому борту, а потом нас прижали и с левого. На сигналы ракетниц, ни - какой реакции. Утром узнали, кто сидел у нас в хвосте.