@importknig
Перевод этой книги подготовлен сообществом "Книжный импорт".
Каждые несколько дней в нём выходят любительские переводы новых зарубежных книг в жанре non-fiction, которые скорее всего никогда не будут официально изданы в России.
Все переводы распространяются бесплатно и в ознакомительных целях среди подписчиков сообщества.
Подпишитесь на нас в Telegram: https://t.me/importknig
Стивен Кинцер
«Братья. Джон Фостер Даллес, Аллен Даллес и их тайная мировая война»
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ
ЧАСТЬ I. ДВА БРАТА
1. НЕПРИМЕТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ
2. ЗАПЯТНАННОСТЬ МОЕГО ОКРУЖЕНИЯ
3. ТУСКЛЫЙ, ТУСКЛЫЙ, ТУСКЛЫЙ, ТУСКЛЫЙ
4. ТОТ ПАРЕНЬ С УОЛЛ-СТРИТ
ЧАСТЬ II. ШЕСТЬ МОНСТРОВ
5. ВИХРЕВОЙ ДЕРВИШ С ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ
6. САМЫЙ ОТКРОВЕННЫЙ ПРОКОММУНИСТ
7. БЕСПОДОБНОЕ СОЧЕТАНИЕ БЕЗЖАЛОСТНОСТИ И КОВАРСТВА
8. ПРЕЗИДЕНТ В СОСТОЯНИИ АЛКОГОЛЬНОГО ОПЬЯНЕНИЯ
9. ВЫСОКИЙ, КОЗЛИНЫЙ РАДИКАЛ
ЧАСТЬ III. ОДИН ВЕК
11. ЛИЦО БОГА
ВВЕДЕНИЕ
Когда 24 мая 1959 г. умер Джон Фостер Даллес, обделенная нация оплакивала его сильнее, чем после смерти Франклина Рузвельта за четырнадцать лет до этого. Тысячи людей выстроились у Национального собора в Вашингтоне, чтобы пройти к его гробу. На похороны приехали высокопоставленные лица со всего мира, в том числе канцлер Западной Германии Конрад Аденауэр и мадам Чан Кай-ши с Тайваня. Прямая трансляция велась по телесетям ABC и CBS. Многие зрители согласились с тем, что мир потерял, как сказал в своей надгробной речи президент Эйзенхауэр, "одного из действительно великих людей нашего времени".
Два месяца спустя Эйзенхауэр подписал указ, согласно которому в знак уважения к этой величественной фигуре новый супер-аэропорт, строящийся в Шантильи (штат Вирджиния), должен был получить название Dulles International.
Энтузиазм по поводу этой идеи угас после ухода Эйзенхауэра из Белого дома в 1961 году. Новый президент Джон Кеннеди не захотел называть ультрасовременный объект будущего Америки именем закоренелого боевика времен холодной войны. Когда строительство аэропорта близилось к завершению, председатель Федерального авиационного управления объявил, что он будет называться Chantilly International. При этом он оставил открытой возможность того, что один из терминалов будет назван в честь Даллеса.
Это заставило партизан начать действовать. Одним из них был брат Даллеса, Аллен, который почти десять лет руководил Центральным разведывательным управлением. Давление на Кеннеди нарастало, и в конце концов он сдался. 17 ноября 1962 г. в присутствии Эйзенхауэра и Аллена Даллеса он возглавил официальное открытие международного аэропорта Даллеса.
"Как уместно, чтобы это здание было названо в честь министра Даллеса", - сказал Кеннеди в своей речи. "Он был членом необыкновенной семьи: его брат, Аллен Даллес, служил во многих администрациях, начиная, как я полагаю, с президента Гувера и заканчивая нынешней; Джон Фостер Даллес, который в 19 лет, как ни странно, был секретарем китайской делегации в Гааге и служил почти во всех президентских администрациях с того времени и до своей смерти в 1959 году; их дядя, который был государственным секретарем, г-н Лансинг; их дед, который был государственным секретарем, г-н Фостер. Лансинг; их дед, который был государственным секретарем, г-н Фостер. Я знаю не так много семей и, конечно, не так много современников, оказавших более выдающуюся и преданную службу своей стране".
Затем Кеннеди отодвинул занавес и открыл символический центр аэропорта - бюст Джона Фостера Даллеса, выполненный в натуральную величину. Он был установлен на постаменте, возвышающемся над выразительным отражающим бассейном в центре аэропорта, который, по замыслу архитектора Ээро Сааринена, должен был успокаивать неспокойные души путешественников.
Спустя полвека после того, как смерть Даллеса ошеломила американцев, о нем мало кто вспоминает. У многих его имя ассоциируется с аэропортом и не более того. Исчез даже его бюст.
Во время реконструкции в 1990-х годах отражательный бассейн в международном аэропорту Даллеса был заполнен. Бюст был убран. По окончании реконструкции он не появился вновь. Похоже, никто не обратил на это внимания.
После нескольких безрезультатных поисков я все-таки нашел бюст. Женщина, работающая в Управлении аэропортов Метрополитен Вашингтон, организовала мне встречу с ним. Он стоит в отдельном конференц-зале напротив карусели выдачи багажа № 3. Рядом с ним - таблички с благодарностью Управлению аэропортов за спонсорство местных турниров по гольфу. Даллес выглядит большеглазым и странным, но не героическим.
Посвященный президенту США на глазах у всего мира, а ныне задвинутый в малоиспользуемую комнату напротив выдачи багажа, этот бюст отражает то, как история обошлась с братьями Даллес.
В биографии, опубликованной через три года после смерти Джона Фостера Даллеса, утверждалось, что "при жизни он вызывал необычайную смесь почитания и ненависти, а после его смерти, несмотря на всплеск эмоций в его пользу в конце, память о нем остается спорной и интригующей". Эта память быстро угасла. В 1971 г. один журналист написал, что хотя имя Даллеса не было полностью забыто, "безусловно, большая часть эпатажа ушла из него".
Джон Фостер Даллес был, как пишет один из его биографов, "настолько могущественным и непримиримым госсекретарем, что ни одно правительство того, что в то время горячо называлось "свободным миром", не осмелилось бы принять решение международного значения, не получив предварительно его одобрения". Другой биограф назвал его брата, Аллена, "величайшим офицером разведки, который когда-либо жил".
"Ты осознаешь мои обязанности?" спросил Аллен свою сестру, когда был на пике своего могущества. "Я должен посылать людей на смерть. Кто еще в этой стране в мирное время имеет на это право?"
Эти уникальные по своей силе братья привели в движение многие процессы, определяющие современный мир. Понимание того, кем они были и что они делали, - ключ к раскрытию скрытых корней потрясений в Азии, Африке и Латинской Америке.
Книга, прослеживающая эти корни, не могла быть написана в более раннюю эпоху. Только спустя много времени после смерти братьев Даллесов стали ясны все последствия их действий. Возможно, они полагали, что страны, в которые они вмешивались, быстро станут стабильными, процветающими и свободными. Чаще всего происходило обратное. Некоторые из стран, против которых они были направлены, так и не восстановились. Не восстановился и весь мир.
Эта история богата уроками для современной эпохи. Речь идет об исключительности, о том, что Соединенные Штаты по своей природе более нравственны и дальновидны, чем другие страны, и поэтому могут вести себя так, как другим не следует. В ней также рассматривается убеждение, что благодаря своей огромной мощи Соединенные Штаты могут не только свергать правительства, но и определять ход истории.
К этим широко распространенным убеждениям братья Даллес