Alicia Ruva
Бабушкины краски
Самое начало лета – это настоящий парад цветов. Душистые тюльпаны светятся всеми оттенками красного, их полупрозрачные лепестки словно возвещают о приходе тёплой поры. Одуванчики весело качаются на ветру, перемигиваясь с солнцем и пачкая футболки счастливых детей, плетущих из них венки. На лесном зеленом ковре пестрят маленькие белые или светло-розовые мазки – это будущие брусника, земляника, черника, костяника. Очаровательные бледно-лиловые цветы шиповника весело покрывают куст – будет хороший урожай ягод, которые непременно пригодятся для чая.
В поле травы и цветы создают удивительные сочетания, которые так любят увековечивать художники и фотографы. На фоне свинцово-серого грозового неба и в самый погожий солнечный день найдутся потрясающие натюрморты из лютиков, васильков, горчицы, донника и горицвета.
Настроения июньской погоды радует уставших от весенних ветров горожан и сельских жителей. Легкие одежда и обувь, солнечные лучи, просвечивающие сквозь шторы с раннего утра, близость отпусков, купание в речке, ароматы цветущих растений не оставляют никого равнодушным.
Но самые довольные в эту пору – школьники, у которых начались долгожданные каникулы. Целых три месяца приключений! Списки литературы на лето и задания по математике теряются в столе, до августа забудутся уравнения, теоремы и законы Ома.
Пока в дачных цветниках желтеют бархатцы, расцветают фиолетово-жёлтые анютины глазки и розовые петунии показывают себя во всей красе, привлекая бабочек, мух, пчёлок и взгляды прохожих, дети отправляются за новыми впечатлениями кто куда.
Так и Стефана в первых числах июня привозят на дачу, в небольшой бирюзовый домик гостить к бабушке.
Мальчик обожает бывать у своей Доры, он редко зовёт её "бабушкой", только при её подругах, да и то через раз. Как-то не прижилось к ней это слово.
Дора в свои семьдесят лет имеет лёгкую походку и расправленные плечи, в глазах её пробегают искорки, она часто шутит и редко вспоминает прошлое. Бабушки обычно другие. Дора всегда отличалась от окружающих, и это очень нравится Стефану.
– Дора, я приехал! – раздался радостный крик.
Кудрявый, высокий мальчик с яркими голубыми глазами, похожий на всех своих родственников по чуть-чуть, радостно побежал в дом.
Он уже совсем большой, в этом году исполнится восемь лет. В его рюкзаке, помимо одежды и личных вещей, целая стопка книг, Стефан быстро читает, поэтому взял побольше.
Ему нравится пересказывать Доре истории про пиратов и волшебников, которые она в свою очередь смешно комментирует. Иногда, они даже устраивают небольшие домашние спектакли и играют в театр теней, наспех сооружая костюмы, кукол и декорации.
Днями Стефан много гуляет по бабушкиному садику, разбитому на заднем дворе. Там, между огородом и дюжиной яблонь, стелется цветник.
Все цветы мальчик знает по именам, помогает за ними ухаживать. Камни для украшения, он сам собирает на реке, приносит и строит из них пирамидки, арки и заборчики. В этом цветнике множество разных растений от обычных ромашек до английских роз и лекарственных пионов.
Дора обожает пить мятный чай и любоваться своим цветником, сидя за круглым серо-голубым столиком, неподалеку от которого разбита грядка с базиликом, чабрецом, душицей и другими травами, используемыми как пряности. Аромат от них непередаваемый! Она называет эту грядку «итальянской», хотя выращивает все травы подряд.
В прошлом году Дора посадила рукколу, та стала разрастаться с такой скоростью, что все знакомые и знакомые знакомых были обеспечены зеленью для салатов на всё лето.
Дора никогда не разводит кабачки, говорит, что это бесполезное и пустое занятие, всё равно их приносят соседи, которым некуда деть богатый урожай.
– Если я не поступлю в институт, то стану дачником, – шутил Стефан.
– А что, и этим можно жить, – серьезно отвечала Дора, – Лишь бы тебе нравилось. А то знаешь, некоторые сперва получают профессию, потом долго работают и только через многие годы осознают, что всю жизнь делали не то, что им хотелось, и из-за этого многое упустили.
Плетёные стулья, поскрипывающие, когда на них кто-то садится. Ложки с узорами на ручках, чашки с белыми котятами, блюдца с ажурной голубой каймой. Стопки книг и старых журналов, пластинки, расписанные камни. Коробка ёлочных игрушек в углу кухни, которую никогда не убирали и не распаковывали. Словно кирпичики этого уютного места – вещи и обстановка – Дора вместе со Стефаном создавали для себя на всё лето «их маленький мир».
Комната мальчика небольшая, но кроме него в ней никто никогда не жил, поэтому она принадлежала только ему от пола до потолка. В ней можно было оставить вещи так, как он хотел, и бабушка никогда ничего не меняла, лишь изредка напоминала, что пора протереть пыль или перебрать комод.
Крепкая деревянная кровать, сделанная дедом Стефана, смотрелась довольно громоздко, но мальчику она как раз из-за этого сильно нравилась, это был его корабль для путешествий по ночному небу, бескрайним океанам и бушующим морям.
Вообще, он был ещё тот выдумщик. Таким людям неведома скука. Привыкший всё время что-то делать, Стефан мастерил, чинил сломанные вещи и часто смеялся, что сколько не работай, дела только прибавляются.
Дора много занималась садом. Как-то она рассказывала, что её мама очень любила пионы, поэтому этим цветам выделялось особое место в самом в сердце цветника. Их никогда не срывали, чтобы поставить в воду или засушить лепестки.
Стефан частенько рисовал, сидя за чайным столиком, пока Дора занималась домашними делами.
Мальчик не упускал возможности остаться в своих мечтах. Ему нравилось наблюдать за облаками, лёжа на траве, представлять себя ветром, тянущим в даль больших пушистых слонов. Изредка он забывался сном под яблонями и просыпался от того, что Дора звала пить чай с печеньем и пастилой.
В один из первых дней, после приезда, Стефан решил порисовать, он открыл палетку с красками и обнаружил, что некоторые цвета уже почти закончились, а это были самые нужные цвета для него: