Предисловие
Вниманию читателей предлагается вторая книга серии «Святые отцы Церкви и церковные писатели в трудах православных ученых», посвященная жизни, личности и церковно-писательскому творчеству знаменитого отца и учителя Церкви святителя Василия Великого (330–379). Большинство из публикуемых работ (всего 14) написаны дореволюционными учеными и богословами и опубликованы в различных отечественных периодических церковных изданиях.
О событиях жизни св. Василия, его личности, эпохе, в которую он жил, рассказывает объемная работа архимандрита Порфирия (Попова) «Жизнь святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской».
Богословское учение св. Василия, и в особенности его неоценимый вклад в православную триадологию, рассматривается в таких небольших, но значимых работах, как статьи Н. И. Сагарды «Учение о Святой Троице святого Василия Великого» и А. А. Спасского «Учение каппадокийцев о единстве Святой Троицы». Особое внимание читателя хотелось бы обратить на работы, посвященные недостаточно изученным аспектам учения свт. Василия о Боге, – С. М. Зарина «Учение святого Василия Великого о Святом Духе» и архиепископа Василия (Кривошеина) «Проблема познаваемости Бога: сущность и энергия у святого Василия Великого». В первой из этих работ известный отечественный богослов, библеист и патролог рассматривает пневматологию св. Василия как в ее самостоятельном и всеобъемлющем виде, так и в контексте полемики православных с римо-католиками по вопросу исхождения Святого Духа. С. М. Зарин убедительно показывает, что те выражения в творениях свт. Василия Великого, на которые веками ссылались католические богословы для подтверждения учения о предвечном исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына, на самом деле, имеют совсем не западный, но вполне православный смысл. Вторая работа не менее значима в силу возникших в XIV веке так называемых паламитских или исихастских споров между православными и «латиномудрствующими» в Византии, в частности по поводу признания в Боге различения между сущностью и энергиями. Видный иерарх, богослов и патролог Русского Зарубежья на основании анализа многочисленных высказываний св. Василия показывает, что уже в IV веке свт. Василий в полемике против Евномия проводил данное важное различение, являющееся практически «общим местом» у многих древних и более поздних отцов Православной Церкви.
Не менее актуальная для богословия и общемировоззренческих вопросов тема теодицеи поднимается в работе П. Смирнова «Сущность зла по учению святого Василия Великого».
Вкладу св. Василия как теоретика и практика монашеской жизни в нравственно-аскетическое Предание Церкви посвящены статьи Н. Примогенова «Устав иноческой жизни Василия Великого и сравнение его с уставом святого Пахомия» и неизвестного автора (П. П.) «Что такое аскетизм?», а также работа С. Рункевича «О добродетелях и подвигах по творениям святого Василия Великого».
Описание жизни св. Василия и его эпохи мы вновь встречаем в обзорной работе А. В. Вадковского «Святой Василий Великий, его жизнь и проповеднические труды», в которой, кроме того, затрагивается и гомилетическое содержание его творчества. Эту же тему продолжает статья А. Деревицкого «Плутарх Херонейский и святой Василий Великий».
Учение св. Василия о Церкви важно в эпоху бурной общественно-церковной жизни и развития межхристианских контактов и диалога. Разные аспекты этого учения рассматриваются в следующих работах: архиепископа Василия (Кривошеина) «Экклезиология святителя Василия Великого», Т. Налимова «Причины разделений в Церкви по воззрению святого Василия Великого», М. Васильева «Власть и положение римских епископов в Церкви по учению Василия Великого».
Достоинством предлагаемой книги (как и других книг данной серии) является то, что ссылки на творения святых отцов Церкви приводятся в соответствии со страницами издания ПСТСО (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе). Для оформления этих ссылок редактором С. Л. Жаровым был проделан весьма объемный труд, благодаря которому те или иные святоотеческие высказывания могут быть легко идентифицированы и проверен их контекст, что немаловажно для использования этого сборника статей в учебно-студенческой и научно-богословской работе. Посему данная книга, как редакция надеется, может быть активно и плодотворно употреблена в качестве вспомогательного учебного пособия по изучению материала IV века в курсах патрологии, богословия, истории Церкви (в духовных учебных заведениях), а также религиоведения в светских учебных заведениях, да и просто будет интересной для всех читателей, ищущих духовного назидания.
А. И. Сидоров
Архимандрит Порфирий (Попов). Жизнь святого Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской [1]
Глава I
Уважение к св. Василию в древней Церкви. – Знаменитость его предков и их благочестие. – Домашнее воспитание Василия у бабки Макрины. – Внушения матери его. – Предметы обучения в кесарийском училище. – Уроки в Константинополе и Афинах. – Прием Василию в афинском училище и первые его впечатления. – Образ жизни его здесь и дружба с Григорием Назианзином. – Прощание с училищем. – Взгляд сестры его Макрины на первые его занятия по возвращении из Афин. – Путешествие Василия по монастырям
Святитель Василий Великий принадлежит к числу тех пастырей Церкви, которые пользовались уважением и любовью не только при жизни своей от своих современников, но и по кончине своей от всех, для кого дорога была святая вера и кто умел ценить истинное благочестие. В день памяти Василия обыкновенно поется такой припев на 9-й песни канона: «Величай, душе моя, во иерарсех Василия Великаго, вселенныя пресветлаго светильника и украсившаго Святую Церковь». Эти слова – почти буквальное повторение отзыва о Василии Вселенских Соборов. Так, отцы Халкидонского Собора утвердили за ним название Великого. Отцы Второго Константинопольского собора, высказав мысль, что у кого естество одно, у того и воля и действие едино, прибавили: «Так нас научил светило вселенной, дивный Василий». Собор Трулльский в 32-м правиле также ясно говорит, что слава Василия прошла по всей вселенной; а похвальные отзывы о нем, встречающиеся в писаниях древних отцов и учителей, неисчислимы. Только нечестивый Евномий, арианский епископ, имел бесстыдство в своих апологиях называть Василия и хитрым, и коварным, и трусливым, и софистом и смеялся над тем, что он постоянно питался чечевицей и от продолжительных постов имел на лице постоянную бледность. Вопреки дерзким ругательствам этого еретика, все знаменитейшие пастыри Церкви никогда не считали себя способными восхвалить Василия по достоинству,[2] и можно сказать словами свт. Григория Богослова, что нет ни одной человеческой похвалы, которая бы не приличествовала Василию, и что он столько усовершился во всем, что стал как бы образцовым произведением природы. Василия любила вся паства, уважало светское правительство, даже такой император, который был покровителем ариан; его знакомством дорожили ученые язычники, его превозносили похвалами современные ему епископы, известные своей верой и