Л. Попилов
2500 год. Всемирная выставка
Фантастический очерк
Журнал «Техника-молодежи», №№ 7 - 8, 1956 г.
Уважаемый товарищ редактор!
В нашем распоряжении случайна оказалось несколько катушек магнитной записи репортажа с Международной выставки 2500 года. Трудно объяснить, как они попали о наши руки, и я не берусь это сделать. К сожалению, далеко не все катушки удалось расшифровать настолько, чтобы, снабдив их примечаниями, можно было предложить вниманию ваших читателей. За пять с половиной веков, отделяющих наше время от времени, в котором была произведена вались, в обиходную речь вошло огромное количества разных новых научных и технических терминов, догадаться о значении которых невозможно. Отдельные куски записи состоит почти сплошь из таких непонятных слов и воспринимаются как речь на иностранном языке. Конечно, весь текст не имеет смысла представлять вниманию читателя.
Поэтому я предлагаю опубликовать в журнале только отдельные отрывки из этих записей. Думаю, что ознакомление с ними будет полезно и интересно для молодых читателей.
С глубоким уважением инженер Л. ПОПИЛОВ
Ленинград
Год 2500-й. Обычное земное утро, Темно-коричневые цифры часов и минут Единого Мирового Времени1), трепещущие на голубом шатре небосвода, показали восемь.
Начали медленно поворачиваться и приоткрываться поляроидные, словно чешуйчатые, крыши2) зданий.
Непрерывно струящийся из тропосферы свет гелионов3) - искусственных солнц - проник внутрь затемненных до того зданий.
Миллионы землян, окончив утренний туалет и завтрак, расположились у своих ВЭЭСов4) и повернули рукоятки настроек на одно и то же деление - «Всеобщий прием». Этим самым они включились в качестве собеседников в предстоящее этим утром открытие Всеземной юбилейной выставки.
Заполняя всю глубину экранов ВЭЭСов, перед ними предстала гигантская панорама тысячекилометрового плато, служившего уже несколько столетий местом общеземных выставок.
На сей раз даже зрителям, привыкшим к грандиозности предыдущих выставок, зрелище показалось необычайным.
Еле заметные ажурные вышки погоды, пятисотметровые стрелы из титано-бериллиевого сплава, ионизирующие воздух и регулирующие конденсацию водяных паров, окаймляющие горизонт Большой равнины, убрали над ее огромной площадью все мелкие облака, иногда случайно возникавшие.
Залитые ровным гелионовым светом на необозримом пространстве, протянулись прямые аллеи выставочных стендов, заполненных бесчисленным количеством всевозможных предметов, от мелких, неразличимых издали, до огромных, намного превышающих рост человека.
Увеличивая до любого размера поворотом масштабной ручки изображение отдельных точек этой панорамы на экране, зрители с интересом рассматривали разнообразные экспонаты.
Серебристой трелью колокольчиков, прерываемой басовыми звуками органов, прозвучал сигнал «Всеобщее внимание».
Началась церемония открытия выставки.
- …Дорогие мои собеседники! Мы привыкли с вами к ежегодным Всеземным выставкам - традиционному показу всего нового, созданного за истекший год.
Выставка этого года особая: она открывается ровно через 500 лет после Первой Всемирной промышленной выставки, состоявшейся в 2000 году в Париже.
К сожалению, среди нас не осталось ни одного очевидца Парижской выставки, так как «ДЛ» - препарат долголетия, - который в сочетании с выполнением правил гигиены умственного и физического труда позволяет увеличить продолжительность человеческой жизни до нескольких сот лет, был изобретен только в 2207 году. Однако сохранились удовлетворительные, хотя еще не объемные, кинофильмы. Мы покажем их вам сегодня для сравнения с тем, что будет проходить перед вашими глазами при осмотре экспонатов выставки. Вот я включаю первые кадры ленты…
Перед зрителями на месте необозримого пространства Большой равнины появилось изображение, напоминающее наглядные пособия, широко используемые для учебных целей.
- Перед вами отдел энергетики Первой Всемирной выставки, - раздался голос поясняющего. - Это экспонаты периода блестящего расцвета социалистической техники, когда все достижения науки конца ХХ века были обращены только на мирные цели и на благо свободных тружеников.
…Вот действующие макеты первых ядерных установок «САП-1», начавших обогрев пространств вблизи Северного и Южного полюсов для исправления земных климатов.
Обратите внимание, насколько они сложны и громоздки по сравнению с аппаратами «КРК» - «Космическими регуляторами климата», - новые модели которых вы увидите на сегодняшней выставке…
Шорох, сопровождавший показ кинофильма, прекратился, и снова появилась залитая ярким дневным светом и наполненная легким шумом Большая равнина - выставка 2500 года.
Перед глазами зрителей, быстро увеличиваясь в размерах и заполняя все пространство экрана, возник неподвижно парящий в воздухе, сливающийся с цветом неба серебристо-голубой шар, опоясанный несколькими овальными - напоминающими перила - обручами.
Изображение переместилось по экрану, и тогда стало видно, что неподвижность его кажущаяся, а в действительности шар с большой скоростью вращается внутри опоясывающих его овалов.
- Новые «КРК», модели которых показаны здесь, - продолжал поясняющий, - несравненно совершеннее ядерных установок времени Первой Всемирной Парижской выставки.
Вместо трудноуправляемых ядерных реакций в них использована открытая два столетия тому назад способность нескольких новых элементов периодической системы аккумулировать при температуре, близкой к абсолютному нулю, энергию космических лучей и освобождать ее в форме сверхвысокочастотного электрического тока при повышении температуры.
Незаряженные шары со стержнями из этих элементов, вставленными в ячейки из титано-бериллиевого сплава, для зарядки энергией космических лучей автоматически поднимаются за пределы атмосферы. Зарядившись, они спускаются в верхние слои атмосферы, где, нагреваясь, начинают излучать энергию, которая передается по ионным дорожкам в электрические моря5)…
В конструкции «КРК» нашло яркое выражение оформившееся у человечества уже несколько столетий назад стремление к созданию таких устройств, которые, наряду с простотой принципов и конструкции и полной автоматизацией, обладали бы важнейшими качествами - хорошо известными вам «тремя Н»: незаметностью, неслышимостью, надежностью.
…Снова исчезла Большая равнина, и на экране появился сверкающий белизной океанский лайнер, за кормой которого вздымался крутой водяной бурун.
И снова вступил в разговор поясняющий. - Перед нами один из первых трансокеанских кораблей, восторженным описаниям которого во время Парижской выставки 2000 года были посвящены сотни статей на всех языках планеты…
Созданный виднейшими конструкторами, этот корабль и сейчас вызывает симпатию простотой и изяществом линий и обилием удобств, предусмотренных для пассажиров.
Но посмотрите на его силовые установки. (На экранах возникло машинное отделение судна.) Один лишь атомный реактор и гелиевая газовая турбина занимают почти треть всего объема корабля.
И этот колосс, поглотивший при сооружении и непрерывно расходующий во время эксплуатации гигантское количество человеческого труда, развивал скорость, не превышающую 150 километров в час, причем не обеспечивал полной безопасности пассажиров…
Сравните с ним представленную