Жил как-то в деревне мальчик лет тринадцати, именовавшийся Митя. Был он невысокого роста, с приятным лицом, украшенным тёмными глазами, и густыми белокурыми волосами. Он был очень раним и, к своему сожалению, труслив, часто, сам того не осознавая, принимал поспешные, необдуманные решения. Одноклассники часто его из-за этого дразнили.
И решил он доказать, что вовсе не является трусом. Встретился он со своим другом Антоном, что был на год его старше, удивительно высокого, для своих лет роста, со светло-голубыми глазами и чёрными волосами. Многие ребята считали его смелым. И посвятил Митя его в свой план, мол, отправится он под ночь в ближайший лес и пройдёт по тропинке несколько саженей, а потом и расскажет всем о храбрости своей, а чтобы поверили ему берёт с собой Антона, как свидетеля. Приятель, не раздумывая, согласился.
Пришёл Антон к окну товарища в час заходящего солнца. С задумчивостью глядел он, как светило прячет последние лучи за густым лесом и передаёт свои владения непроглядной тьме. Антон, наконец, решил основательно обдумать, что они с другом собирались сделать; и чем долее он размышлял, тем настойчивее голос сознательности говорил: "Одумайтесь! Вы одни идёте в ночной лес, даже не зная, какие жители его облюбовали. А если вы попадёте в беду? Кто услышит (первые дома не так уж близко), придёт на помощь? Взгляни! Ветер нагоняет тучи, то и дело закрывающие луну, а если вы с пути сойдёте, то как отыщите тропу?"
Вдруг размышления прервал какой-то шум, Антон боязно оглянулся, но сразу понял, что это его друг неудачно перелез через окно. Он успокоился.
После приветствия, приятели отправились в лес. Антон снова впал в раздумья: ему было интересно идти туда, но он понимал, что разумнее остаться. Он почти всю дорогу говорил другу: "Сомневаюсь, правильно ли мы делаем?" Но Митя лишь раздражённо отвечал: "Да что ты как буриданов осёл! Раз решили, значит идём. Сам ведь согласился, хотя у тебя и был выбор!" И что Антон не говорил другу, эти советы ему, как мёртвому припарки.
Но вот зашли они в лес, ветер поднялся, зашумели, завыли деревья, тучи лунный лик закрыли, ни зги не видно; приняло море мрака приятелей в свои владения.
Страх пробрал мальчиков до мозга костей, кричат, бегают, а, нащупывая друг друга, успокаиваются. Только сейчас подумали они, что могли сойти с тропы и раздосадовались – что дальше будет? Неизвестность… её боятся многие, ведь когда твой путь освещается, ты можешь сам немного управлять своим будущим, видя, что у тебя впереди, но как только тьма окутывает дорогу, ты, словно боясь оступиться, невольно отдаёшь судьбу природе, этой неизвестной владыке мира, непредсказуемой посланнице Бога. Именно эту изменницу боялись оба мальчика.
И кажется им, что пропоёт сова свою унылую песнь – будто леший кличет нечистых товарищей, ветвь или лист с дрожащей осины упадёт – словно чёрт рядом пробежит, неожиданный порыв ветра дунет – чувствуют, что существо, на демона похожее, стоит перед ними и с усмешкой злорадной на лицо дышит, различает Митя среди мрака лишь светлые глаза своего друга, но чудится ему, что это полночница бродит и схватить его хочет; со всех сторон слышатся странные звуки, превращающиеся воображением в треск, вой, свист, зловещее хихиканье и клич.
Стоят приятели, куда идти не знают, кровь в жилах стынет. Будущее мальчики представить не могут, думают, что жизнь висит на волоске, стоят они одной ногой в могиле.
Но в следующий момент произошло чудо: тучи словно растворились, и луна начала по-матерински освещать лес. Друзья, поняв, что вновь стало светло, обрадовались, успокоились и увидели, что стоят на той же тропе, белой от приятных лунных слёз, разлившихся по ней. Дорога была для мальчиков, как нить Ариадны, благодаря которой они вышли из леса и отправились по домам.
Приятели совершили глупое дело. Митя ничего себе не доказал, а "смельчак" Антон труса праздновал – обоих окутал страх неизвестности, этой тёмной баловницы.