Сэймар А
Бахтэ
На дне рождения
Финдыс пришёл на день рождения к богачу Тулгыну. Его богатый особняк особенно выделялся на фоне домов других зажиточных жителей элитного посёлка Саирыс. Невероятно просторный, широкий и высокий зал. Словно не в частный дом зашёл, а в целый дворец. Длинные, широкие столы уже стояли накрытые, но с десяток слуг продолжили суетится и носить всё новые блюда. Гостей было куда больше, чем слуг дома Тулгына. И гости суетливо занимали места, усаживались, переговаривались. Все ждали появления виновника торжества — многоуважаемого Тулгына тэш Шукыта, или по простому — Шукытыча.
Тулгын Шукытович был известным в регионе бизнесменом, меценатом, общественным деятелем. Он владел множеством различных магазинов и торговых центров. В ведении Шукытовича были различные торговые точки, рынки, производства и даже целые предприятия. Он был почётным гражданином города и всего региона. Велико было его влияние в джизе (регионе) и даже в стране. Поэтому на день рождения Тулгына собралась почти вся элита джиза Саи и столицы региона города — Саи. Включая мэра, депутатов, чиновников, начальников различных служб, полиции, ГАИ, налоговой, суда, прокуратуры и многих других. Помимо госслужащих и бизнесменов пришли и деятели иных сфер. Культуры, науки, медицины, образования и даже СМИ. К этой сфере относился и сам Финдыс. Он был главным редактором местного издания — «Глас Саи».
К появлению Шукытыча собралось огромное количество народа. Все шумели и без конца поздравляли виновника торжества. В конечном итоге Шукытыч низким громогласным голосом призвал всех собравшихся успокоиться и обратить внимание. Затем служащие особняка поставили напротив каждого из гостей по два бокала с вином.
Тулгын Шукытович обратился к собравшимся с торжественной речью. В которой сердечно поблагодарил всех гостей за поздравления. Умудрился несколько раз пошутить и в ироничном ключе поведал историю.
Как однажды в один из его магазинов привезли элитное, дорогое, импортное вино. Оно стояло под стеклом много лет, соблазняло посетителей своей дороговизной, но никто его так и не купил. Тулгын вспомнил, как ещё двенадцать лет назад, когда он лично руководил поставками товаров в торговые точки, в этот магазин, под его непосредственным руководством, завезли элитные вина. За десяток лет ценность этих вин только выросла. И вот накануне Шукытыч посетил этот магазин.
— Эти вина стояли там все эти годы. Соблазняли посетителей своими ценами, но никто их так и не купил. Эти бутыли с элитным западным вином до сих пор стояли нетронутые. Представляете, за 12 лет, пока существует этот магазин и пока там стоят эти элитные вина, их никто не купил. Зато всякую дряную палёнку, стоит только завезти, сразу скупают. Я взял эти вина многолетней выдержки, и как думаете, что я с ними сделал?
Зал сразу загудел в предположениях. Раздавались крики:
— Разбил!
Нет, ну вы чего, я пока ещё не сошёл с ума.
— Выпил!
Ну я хотел выпить их от удивления великого, но…
— Но!
Я их все изъял и доставил сюда. Эти вина сейчас у вас на столе. Поэтому я и просил настоятельно каждого из вас пока ничего не пить.
— А мы думали из-за традиции, из-за тоста.
Ну тост тостом, но это будет не просто тост, а ещё и дегустация. — Улыбаясь сказал Шукытыч.
Зал застыл в предвкушении.
— Для начала тост. Как вы все знаете я бизнесмен, предприниматель, перекупщик, спекулянт, промышленный шпион и вор. — С явной иронией говорил Тулгын.
Зал загудел от возражений.
— Ну вы чего Тулгын Шукытович. Не наговаривайте на себя. — Сказал главный прокурор Саи.
— Не защищайте меня Ачир Тайкович, не ваше. Я полностью осознаю и признаю свою вину перед вами и народом. Но я искуплю свою вину этим вином! — Уже заметно подвыпивши заявил богач Тулгын.
— Как вы, наверное, все знаете, бизнес это моя работа, это то, что тяготит меня и от чего я отхожу каждый день здесь, в моей усадьбе. Как вы заметили, у меня тут убрано, чисто, просторно. Хотя вас реально много собралось, но надеюсь вам всем удобно и не тесно. А кому тесно, можете выйти на свежий воздух, под открытое небо. За усадьбой у меня большие абрикосовые, персиковые, яблочные сады, а за садами виноградники. Целые плантации, вон у Гундыса тоже плантации есть, только не виноградные и малость так не совсем легальные. А у меня всё легально, всё открыто для народа.
Сидящий в зале владелец фармацевтической компании и сети аптек "Образ Здоровья" Гундыс замешкался и даже выронил из рук телефон, в котором он всё это время что-то усердно писал. Телефон упал прямо в тарелку с салатом.
— Перед каждым из вас стоит два бокала с вином. Они пронумерованы под цифрами 1 и 2. В одном из них налито то самое элитное вино из под стекла магазина. А в другом вино моего собственного производства. Как вы знаете, я занимаюсь виноделием. Это не бизнес, а моё, так сказать, хобби. С детства я очень люблю виноград, а с юности и вино. С виноградом у нас в регионе вечно были проблемы. Из-за жарких засушливых лет и порой весьма суровых зим. На Западе говорят, что у нас здесь виноград вообще не вырастить. Но вот в последние годы и у нас климат стал куда более мягкий и сырой и теперь виноград хорошо растёт и в наших степях. И, как мне кажется, этот виноград ничем не уступает винограду с плантаций наших западных партнёров. А вино…
Собственно говоря, вино из моего винограда у вас на столе. Рядом с элитным западным вином пятидесяти летней выдержки, плюс ещё 12 лет сверху и того 62 года. А моему вину, сделанному по особой технологии, лет, ну может 7 от силы. В общем, отведайте и сравните. А потом попрошу вас пройти небольшой опрос и ответить на один вопрос. Вино под каким номером вам больше понравилось?
Ну, а чтобы был повод. То предлагайте тосты. Вон товарищ прокурор как раз хочет нам что-то сказать.
— Вот сколько ягод на гроздях ваших виноградников. Столько пускай будет у вас хороших, плодотворных, успешных дней. Пусть удача всегда будет с вами! — Встав, подняв бокал сказал главный прокурор Саи.
— Спасибо. Ачир Тайкович. — С улыбкой поблагодарил Шукытович.
Тут встал мэр города Саи.
— Мне искренне льстит, что такой видный, выдающийся человек как вы, уважаемый Тулгын Шукытович, живёт со мной в одном городе, родился со