Александра Канаева
Куда коза-дереза за молочком для козлят ходила
Жила-была коза-дереза, и было у неё семеро козлят. Все козлята холеные, шёрстка у них блестит, рожки на макушке пробиваются, копытца звенят. Любила их коза больше жизни своей, ходила каждый день на луг пастись, чтобы вечером к козлятам вернуться и молочка им парного принести.
Однажды встала коза-дереза поутру, козлят разбудила, умыла и начала собираться на луг. А козлята радуются, резвятся да дождаться не могут, когда матушка-коза вернётся домой с вкусным парным молочком.
Перед уходом говорит им коза:
— Вот уйду я на луга есть травку шелковую, пить водицу студёную. Вы двери избушки запирайте и сами никуда не выходите. А как вернусь, песенку вам спою:
Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла — молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сыру землю!
— Сразу вы мой голос узнаете и дверь тогда отоприте.
Оставила козлятам коза-дереза свой наказ и ушла пастись на луга, травку щипать да водицу пить.
Пришла на поле — а травы нет, вся высохла. Одни только пожухлые пучки и остались на земле.
Потопталась, потопталась коза по лугу да и ушла несолоно хлебавши куда глаза глядят.
Завела её тропинка в густой дремучий лес. Вокруг только темень, да ветер меж деревьев гуляет. А козе хоть бы что! Идёт она по тропинке, убитая горем, ничего вокруг не замечает.
Вот бредёт коза-дереза грустная по лесу, плачет. Вдруг видит — навстречу ей три медведя идут, и у каждого по глиняному кувшину с молоком в лапах.
Смотрит на них коза, а у само́й ножки трясутся, копытца подворачиваются. Страшно! Медведи большие, шерсть у них густая, зубы острые. Того и гляди съедят нашу козу-дерезу и глазом не моргнут.
Но не испугалась коза больших медведей, так ей было интересно разузнать, откуда они три кувшина молока студёного раздобыли. Подошла к ним коза-дереза и спрашивает:
— Мишки-косолапые, поведайте, поделитесь тайной, где вам удалось молочка студёного раздобыть? Травка вся пожухла на лугах. Брожу я одна-одинёшенька по лесам, по полям, не знаю, где мне найти пропитание, чтобы накормить моих деток. Совсем одни они остались в избушке. Ждут свою маму с едой, а принести мне им и нечего.
Сказала и заплакала.
Медведи остановились, посмотрели на козу и отвечают:
— Знаем мы, коза-дереза, как помочь тебе, где молочка достать для твоих козлятушек-ребятушек. Вот только помоги нам кашу сварить, тогда мы и расскажем.
— Как же я вам помогу? — спрашивает коза, а у само́й ножки дрожат.
— Есть у нас молоко студёное, — отвечает самый большой медведь, — будет и масло топлёное, и сметана густая. Вот только пшена у нас для похлёбки не хватает. Разыщи нам пшено, чтобы кашу сварить. А мы тебе место волшебное, где молока раздобыть можно, покажем.
Пошла коза пшено искать для каши. Идёт по лесу, озирается. Вокруг одни деревья высокие да кусты густые, где же тут пшено отыскать? Долго так ходила, бродила коза-дереза по чаще, пока не вышла на опушку за лесом. Вдруг видит — в густой траве да полевых цветах стоит домик. С какой стороны ни погляди — настоящий терем-теремок. Стены расписные, оконца блестящие, ставни резные, а на крылечке мышка-норушка сидит. Обрадовалась коза и скорее к терему заспешила.
Подошла коза к крыльцу высокому и говорит:
— Мышка-норушка, ты лучше всех знаешь, где пшено раздобыть. Поведай мне, куда идти? Где найти его?
Отвечает ей мышка:
— Знаю я, как помочь тебе, где пшено раздобыть. Вот только окажи мне сначала услугу. Попала в беду я, разбила яичко золотое в доме у старика да старухи. Курочка Ряба осерчала и прогнала меня из дому. Не пускает теперь на порог. А если снова увидит меня — того и гляди заклюёт.
— Как же я помогу тебе, мышка-норушка?
— Сходи, — говорит мышка, — ты в дом старика да старухи, да отнеси Курочке Рябе гостинец мой. Простит меня Курочка, тогда и помогу тебе пшено отыскать.
Согласилась коза помочь мышке-норушке. Поднялись они в терем, зашли в сени. Смотрит коза, а в печном углу уже работа полным ходом идёт, дым коромыслом стоит — лягушка-квакушка репу варит, зайчик-побегайчик её разминает, лисичка-сестричка с солодом смешивает, волчок-серый бочок водой заливает да в печь томиться ставит.
Дружно да слаженно работали жители теремка. Вкусная да наваристая получилась у них репница. Мышка зачерпнула из чугунка похлёбки, налила в напёрсток и отдала козе-дерезе со словами:
— Отнеси Курочке Рябе нашей похлёбки из репы, пусть не держит зла на меня она. Не хотела я старику да старухе вредить, золотое яичко разбивать.
Взяла коза репницу в наперстке и ушла из терема.
Идёт коза-дереза вдоль опушки, ищет дом старика да старухи. Долго ли, коротко ли шла и вышла коза к старой избушке. Бока её накренились, крыша обветшала, да забор развалился. Зашла коза во двор дома и видит — во дворе курочка крошки с земли собирает. Пёрышки у неё яркие, гребешок высокий. Подошла к ней коза и говорит:
— Курочка-сестричка, послала меня мышка-норушка к тебе с гостинцем да извинениями. Прости мышку, помоги мне. Не справиться мне без мышкиной помощи. Травка вся пожухла на лугах. Брожу я одна-одинёшенька по лесам, по полям, не знаю, где мне найти пропитание, чтобы накормить моих деток. Совсем одни они остались в избушке. Ждут свою маму с едой, а принести мне им нечего.
Курочка посмотрела, посмотрела на козу-дерезу да и отвечает:
— Помогу я тебе, вот только окажи сперва ты мне услугу. Не смогла я простое яичко снести старику да старухе. Совсем им есть нечего стало. Нет у них ни соли, ни хлеба, ни кислых щей. Короб пустой стоит, сусеки обмелели. Муки совсем не осталось. Последний колобок и тот убежал. Вот пойдут они в амбар муку искать, найдут меня за пустыми сусеками и съедят.
— Как же я помогу тебе, Курочка Ряба?
— Пойди