Любовь и семейные ценности в подводном мире
Владимир Коркош
Проведения ученых за поведением морских животных, показали, что, как ни удивительно, но для многих из них характерны такие высокие эмоциональные чувства и моральные ценности, свойственные только высокоорганизованным животным, как дружба, верность и самопожертвование при охране потомства. Им свойственна сильная и яркая материнская, а порою и отцовская любовь. Они очень часто проявляют такой героизм, отвагу и полное пренебрежение к своей жизни, при охране своего выводка, что даже человеку, в некоторых случаях, указанные качества кажутся невероятными.
Еще Жак-Ив Кусто, при исследовании подводного мира, отмечал, что инстинкт продолжения рода у рыб берет верх над страхом смерти, даже когда очевидно, что они обрекают себя на погибель. Их самопожертвование при защите семейного очага всегда вызывает удивление у ученых, поскольку рыбы - существа более низкие, чем высший класс позвоночных животных, обитающих на суше.
Забота о потомстве у многих обитателей подводного мира - первейшая обязанность, относятся они к своему супружескому долгу очень серьезно разделяя совместно все невзгоды и радости семейной жизни, уделяя особое внимание защите и воспитанию потомства.
В Азовском море самцы бычков-кругляков обрекают себя практически на полное уничтожение, при защите своего “очага” и выполнения своих родительских обязанностей. Самцы этого вида, в период икрометания, “надевают” брачный наряд – черный со стальным отливом. Перед нерестом самец строит норку или гнездышко под камнем, где будет обитать потомство и только после этого начинает ухаживать за самкой. Развертывая плавники, как веер и трепеща ими, он красуется перед ней, пытаясь увлечь ее. Самочка завороженно следит за ним и скоро оказывается у него в норке
Бычок на страже гнезда
Самки полностью доверяют своим суженым и после икрометания спокойно покидают гнездо, предоставляя самцам самостоятельно защищать свое потомство. Как показали наблюдения, самцы ни на одну минуту не оставляли гнездо, непрерывно аэрируя кладку икры и стойко держали оборону от хищных рыб, желающих полакомиться их икрой или маленькими бычками, держащими стайками за спинами самоотверженных папаш. В это время они практически не едят, пока малыши самостоятельно не выйдут на тропу жизни.
И, не отрываясь даже на минутку, стоят на страже своего потомства, а если ничего случайно не попадется в рот, то после выполнения своего священного долга порою просто погибают от изнеможения и истощения. При этом они находят в себе силы стойко держать оборону от хищных рыб.
Но их подстерегает более грозный враг – человек, против которого они бессильны. Добравшись на лодке на “рыбное место”, то есть нерестилище бычков, рыболов лихорадочно вытаскивает ведро за ведром несчастных рыбок. Голодный и обессиленный самец автоматически заглатывает наживку на крючке над гнездом. На место исчезнувшего защитника икряной кладки, сразу приходит другой.
На беду, у бычков - папаш существует круговая порука. Если один самец, оберегающий гнездо с икрой пропадает, то его место тот час занимает следующий. И любитель – рыболов, найдя нерестовое место, без конца вытягивает несчастных самцов, охраняющих икру. Ну а мамаши? Что мамаши! Выполнив свой материнский долг, нерадивые мамы, оставив своих отпрысков на попечение папаш, уходят в свободный поиск на откорм.
О том, насколько велик инстинкт самоотверженности самцов при защите своего гнезда я наблюдал на Сиваше. Самцы бычков – травяников (основной вид бычков на этом озере) в гневе распускали свои зеленые грудные плавники передо мной и даже пытались атаковать мою ногу, опустившуюся рядом с кладкой икры. Несомненно, что инстинкт “материнства” у них сильнее инстинкта самосохранения.
Мощный материнский инстинкт продолжения рода берет вверх над страхом смерти и заложен он как у самых мелких рыб – колюшки, так и у гигантов, в чем я неоднократно убеждался. Маленькие колюшки, также, как и бычки, растопырив свои колючки и перышки-плавнички, самоотверженно набрасывались на меня, когда я приближался к их гнезду.
Из Азово-черноморских рыб, активно защищает свое потомство также судак, который порою переходит в нападение и на более крупного врага, в том числе и на человека, прогоняя его от гнезда. Необычайная преданность и самоотверженность рыб к своему потомству, а также друг к другу просто поражает.
Восьмирукие чудовища океанов, то есть осьминоги, также беззаветно любят свое потомство и готовы на самопожертвование при защите своих отпрысков. Высиживая яйца, они бережно и трепетно охватывают их своими щупальцами, без конца очищают их от грязи, поливая из клюва водой. Все это время (коло двух месяцев) самка не питается, боясь покинуть своих будущих деток. А после выклева пасет их, не давая им далеко уходить от гнезда. Особенно непослушных он нежно захватывает своими щупальцами и выдворяет обратно в гнездо.
В течении многих дней у берегов острова Сокотра я наблюдал за буднями их семейной жизни. Маленькие осьминожки, как и все дети – разные. Одни - осторожные и пугливые, не уходили далеко от маминых объятий, другие – смелые и любопытные, с отвагой приближались ко мне, пытаясь разобраться, что за чудо пришло к ним в гости? Однако в руки не давались. Когда они подрастают, мама выходит их пастись в плотные слои планктона и мелких беспозвоночных, обучая премудростям добычи пищи, а затем, как правило, погибает от истощения. Вот так.
Аналогичное поведение зафиксировано мною и у гигантских рыб. Я был свидетелем, когда крупная пила рыба (около 3 метров), впрочем, совершенно безобидная, в окружении своих отпрысков подвергалась нападению грозных хищников океана – акул. Она защищала своих малышей, пока не погибла. Сначала они растерзали пилу-рыбу и только потом ее деток.
Часто рыбы, совместно охраняют и воспитывают своих отпрысков и поровну делят между собой горести и радости рыбьей семейной жизни. Родители по очереди дежурят у кладки икры, аэрируя их своими плавничками, чтобы их постоянно обтекала свежая струя. Если один из них находится непосредственно у гнезда, то другой - поодаль, отпугивает непрошеных визитеров или хищников, а также подыскивает пищу для своего партнера. Как только личинки выведутся из икры, они приступают к учебе – ловят пищу, которую им подыскивают трудолюбивые папаши и мамаши и даже порою разжевывают им, если попадается крупная добыча. Учатся прятаться от врагов. Пока не окрепнут, их с ожесточением защищают родители. В это время малыши, плотной стайкой, как утята за уткой, повсюду следуют за ними.
Мы наблюдали, как меч-рыбы умело отстаивали жизнь своего молоденького отпрыска от нападения голубой акулы, своего извечного врага. Заняв круговую оборону и выставив вперед себя “мечи” они сумели противостоять жестокому и