(родовой девиз керситских Велиариев) «Символы династий»
В ходе повествования уже неоднократно упоминалось о геральдической символике государств Мильгарда. В том либо ином виде она присутствовала везде: на одеяниях коронованных персон и щитах рядовых воинов, на стягах реявших на башнях крепостей и мачтах судов, бороздящих морские просторы.
Внешние атрибуты власти, будь то государственные, либо династические вызывали гордость, патриотизм и уважение к традициям предков. Любые победы, любые подвиги и свершения незримой нитью были связаны с государственными символами. Они демонстрировали нетленную связь с героическим прошлым и поколениями, сложившими головы в борьбе за величие государства.
Как для рядового жителя, встающего на оборону крепостных стен, так и для дворянина, отправляющегося на смертельный поединок, родовой герб, флаг, штандарт являлись священными символами.
Даже для наемников, воюющих за золотые веленсы и движимых, прежде всего меркантильными интересами, утрата боевого знамени считалась несмываемым позором, которое каралось самым суровым образом. Этот неписаный закон был жестче любого окрика непосредственного командира. Подобное отношение было во всех мильгардских армиях без исключения.
Военное воспитание и преданность правящей династии как прямому олицетворению государства, прививались с детства. Любой здравомыслящий властитель придавал этому аспекту огромное значение. Молодой человек познавал историю своего рода, познавал историю страны, в которой он жил посредством изучения деяний ее правителей, их побед и великих свершений. Пусть иногда они были вымышленными, либо сильно приукрашенными, но у ребенка в сердце навсегда закладывался образ величия династии и гордости за державу, которой ему предстояло служить в будущем.
Может быть, это картина слишком идеальна, но каждое государство стремилось воспитывать мужчин готовых беззаветно отстаивать интересы страны на полях сражений. И всегда готовых умереть.
Жертвы были неотъемлемой и неизбежной составляющей политических баталий и территориальных споров. Война подчас оставалась единственным действенным методом воздействия на зарвавшегося соперника. Но именно в них как в плавильной печи закалялись нации, выковывались государства и обретали бессмертную славу Великие правители.
На протяжении сменяющихся Эпох их всюду сопровождали национальные символы, являющиеся неотъемлемой частью человеческой памяти. Они были различны, как судьбы народов, но всегда заставляли сердца биться чаще, придавая сил ослабшему в бою воину или потерявшему присутствие духа полководцу.
Боевой штандарт являлся тем якорем, который мог удержать армию в минуты поражения и мотором, который придавал энергии в наступлении. Давая торжественную присягу, воины клялись победить либо умереть в бою, прикладывая руку к символическому изображению государственного герба.
Повторимся, их было превеликое множество, но мы остановимся лишь на главных общепринятых символах держав Мильгардского континента. Начнем с государств Западного побережья.
Общим геральдическим символом всех народов ветра являлся расправивший крылья и готовящийся к взлету черный ворон когти которого упирались в обглоданный человеческий череп. Ворон являлся ближайшим помощником Великого Гончего, главного божества народов ветра, и предвестником его появления в Мильгарде.
Ворон изображался в профиль, с сильным, слегка изогнутым клювом и тремя перьями в крыле и хвосте, которые олицетворяли три главных племени составлявших ядро народов ветра: гизитов, камгаров и осминов. В «Эпоху Тумана» Гизитская держава являлась самой могущественной в Белом Мильгарде.
Пусть она безвозвратно сгинула в горниле ожесточенных войн, но все, же успела сыграть заметную роль в становлении межгосударственного устройства на Западном побережье. На ее почве взросли и поднялись осмины, нолары и даже в некоторой степени лидеры Зуварской долины, которые оставались лояльными союзниками гизитов до самого последнего момента. Символом гизитов были два боевых лука со стрелами, размещенными натянутыми тетивами друг к другу, их девизом: «Несем смерть».
На протяжении многих лет Гизитское королевство доминировало в Белом Мильгарде, собирая кровавую жатву с подчиненных народов, и лишь разгром, учиненный Лингольдом Завоевателем, окончательно надломил дух гизитского народа, после которого ему уже было не суждено оправиться.
Немногие из государств Западного побережья в «Эпоху Черных Воронов» сумели устоять перед натиском Лингольда Завоевателя. Родовым гербом Вершителя Запада была боевитая и хищная скопа, изображавшаяся с вытянутой шеей, облаченной в металлические пластины, наподобие доспеха, стоящая на когтистых лапах, поднявшая крылья для взлета с раскрытым алым клювом. Скопа отличалась бесстрашием и отвагой будучи всегда готовой к атаке. С воинственной скопой на знаменах, подкрепленных девизом: «Для меня нет преград», осмины громили вражеские армии, наводя ужас на любого противника.
Символом камгаров (помимо черного ворона) являлся несущийся бешеным галопом неистовый угольно черный жеребец, с богатой и развивающейся по ветру гривой. Дикий, необузданный и прямолинейный он сминал все преграды, встречающиеся на своем пути. Также действовали и камгары. Совершая стремительные нападения на вражескую территорию, легковооруженные, быстрые и неуловимые всадники, засыпали противника тучей стрел, подготавливая атаку для отборной тяжелой кавалерии, облаченной в металлические доспехи. Их удар выглядел действительно страшным и почти неотразимым.
Черный галопирующий камгарский жеребец был скор и неукротим, что нашло свое отражение в девизе: «Быстрее ветра», а камгары разрушили многие государства, покорив и заполонив Полуденную равнину.
Герб Лирийского государства имел более древние корни, как в прямом, так и в переносном смыслах. Главным символом лирийцев служило изображение бука с золоченым стволом и отходящими от него ветвями, образующими обильную зеленую крону, на синем фоне. В верованиях лирийцев Бук символизировал ось мира, являлась природным храмом, под которым проводились ритуальные действия.
Многовековой Бук, произраставший у Пророческого Камня, считался духовным центром Мильгарда и особо почитался у лирийцев, ассоциируясь с процветанием, мудростью и долговечностью. Именно под его кроной в стародавние времена Карион I Всевидящий, обладавший даром предсказания будущего, проводил военные советы, принимал важнейшие решения и вершил королевский суд.
Девиз Лирии означал ее приверженность древним традициям: «Сильны корнями». В истории Лирийского королевства был период, когда оно находилось под властью Вершителя Запада, и тогда исконные лирийские символы были повсеместно заменены на осминские. Лишь после смерти грозного воителя лирийцы вернулись к своей традиционной символике.