С древнейших времен наружное ухо человека считалось инструментом для исцеления, обладающим практически волшебными свойствами. Если оставить в стороне его роль в процессе восприятия звуков, наружное ухо, или ушная раковина, представляет собой своеобразную головоломку. Различные точки на ней выполняют двойную функцию – они предоставляют информацию о том, в каком состоянии находятся соответствующие им внутренние органы и другие части тела и одновременно с этим выступают в качестве эдакого пульта управления, который позволяет «менять настройки» в случае возникновения сбоев.
Древние легенды, повествующие про чудесные – и порой совершенно необъяснимые – случаи исцеления в результате воздействия на эти аурикулярные (так я буду их называть в этой книге) точки, были подкреплены современными научными открытиями. Согласно этим исследованиям, наружное ухо соединено со всей центральной нервной системой подобно тому, как компьютерная клавиатура соединена с компьютерной сетью. Нажатием на какую-нибудь одну из «клавиш» ушной раковины можно влиять на программирование системы саморегуляции организма в целом.
Вплоть до недавнего времени знания об аурикулярных точках были доступны лишь медикам и то не всем, а только узким специалистам.
На самом деле любой человек, независимо от того, есть у него специальное медицинское образование или нет, в состоянии, пройдя базовое обучение, получить необходимые знания об аурикулярных точках, чтобы использовать их силу для поддержания здоровья близких или своего.
Я готова добиваться всеми силами, чтобы расположение и функции аурикулярных точек изучались в школе наравне с математикой, историей и естествознанием. Детям, несомненно, полезно будет узнать, как с помощью этих точек можно облегчать, например, повседневные боли. Таким образом, аурикулярная терапия (также известная как аурикулопунктура или акупунктура уха) может постепенно улучшить человеческое общество в целом. Может, это и звучит несколько идеалистически, но добиться этого на самом деле не так уж и сложно. Испокон веков возможность изучить аурикулярные точки получали избранные счастливцы, и истории их успеха – пускай порой и несколько преувеличенного – дошли до нас спустя столетия. Настало время поделиться этими простыми, но весьма значимыми знаниями со всеми.
Согласно древнегреческому мифу, все люди изначально обладали сверхъестественными способностями. Некоторые, однако, злоупотребляли ими, поэтому боги собрались на горе Олимп, чтобы это исправить. Один из них предложил запрятать эти способности в недра земли, но его предложение не получило единодушного одобрения. Кто-то из богов возразил, сказав, что люди будут готовы копать до самого центра Земли, чтобы вновь обрести утраченные способности.
Другой бог предложил утопить сверхъестественные способности на дне океана, но и эта идея была отвергнута: люди смогли бы опуститься и в глубокую пучину, чтобы разыскать свои былые силы. Тогда величайший из богов выдвинул предложение, ни у кого не вызвавшее возражений: сверхчеловеческие способности должны быть спрятаны в настолько заметном месте, чтобы никто никогда даже не подумал их там искать. Так появились аурикулярные точки.
Это всего лишь миф, как я уже говорила, но он прекрасно иллюстрирует положение вещей.
У аурикулярных точек огромнейший потенциал, начиная от методик, которые может изучить каждый, чтобы в домашних условиях снимать небольшие недомогания, и заканчивая хирургической анестезией посредством электрической стимуляции одной конкретной точки наружного уха. (Для последнего, разумеется, базовых знаний будет недостаточно – потребуется специалист.)
Знания об аурикулярных точках позволили мне внести свой вклад в развитие французской космической программы, что было для меня несколько неожиданно. Один мой старый друг, французский космонавт, как-то рассказал мне про «космическую болезнь» – укачивание в космосе, также именуемое синдромом космической адаптации, – которую так страшатся все, кто проходит подготовку к полетам в космос. Когда космический аппарат, уносимый ракетой вверх, покидает Землю, тело человека из-за ускорения ракеты, достигающего максимального значения 3g, оказывается подвержено воздействию силы, втрое превышающей силу гравитации на поверхности Земли. Затем, когда космический аппарат покидает атмосферу Земли, тело человека внезапно оказывается в состоянии невесомости. Легко представить, какие последствия подобный переход несет для нервной системы человека, а особенно для центра тяжести человеческого тела, играющего важную роль во многих физиологических процессах. Космическая болезнь становится следствием того, что тело не может сориентироваться в космосе, что, очевидно, мешает эффективной работе космонавта. Симптомы болезни варьируются от тошноты и дезориентации (наблюдаются примерно у половины людей, подверженных этой болезни) до сильной тошноты с рвотой, сильнейшего физического дискомфорта, сильной головной боли и даже галлюцинаций, наблюдаемых приблизительно в 10 % случаев. Симптомы, как правило, длятся от двух до четырех дней, но могут продержаться и дольше.
Современные лекарства от укачивания могут быть эффективным средством от синдрома космической адаптации, но они оказывают побочное действие – вызывают сонливость, снижение скорости реакции, а также нарушение краткосрочной памяти.
Я рассказала своему другу космонавту про возможности аурикулярной терапии, а также о том, что она может быть использована для борьбы с космической болезнью. Его ответ был решительным и лаконичным: «Ты можешь отправиться с нами в наш следующий тренировочный полет».
Я думала, что мы попробуем мою методику во время занятий на каком-нибудь авиатренажере, но, видимо, я внушила моему другу настолько большие надежды, что он пригласил меня поучаствовать в полете на борту самолета, используемого CNES (Centre National d’Études Spatiales, Французский научно-исследовательский космический центр) для тренировочных полетов: это был Airbus A300, специально оборудованный для параболического полета. Вот как такой полет проходит: самолет набирает высоту в 10 000 метров, после чего поочередно то взмывает вверх под углом 45 градусов, то устремляется рывком вниз под углом от 30 до 45 градусов. Во время одной такой тренировки самолет может совершить от 40 до 60 подобных маневров, причем на каждый параболический цикл, длящийся 65 секунд, приходится 25 секунд невесомости. Таким образом, во время тренировки с большой точностью воссоздаются условия, в которых оказывается космонавт во время космического полета, и до двух третей участников таких полетов испытывают космическую болезнь.