Введение
Где вы были, когда вас настигло осознание бессмысленности жизни? Произошло ли это во время третьего за неделю ужина из микроволновки, когда вы размышляли об аромате и полезных свойствах кетчупа? А может быть, в два часа ночи, после того как вы закончили срочную работу и уже собирались нажать кнопку «Отправить», как вдруг осознали, что, скорее всего, ваше выполненное задание не изменит мир к лучшему ни на грамм? Возможно, после какой-то трагедии вы поняли, что так и не попытались разобраться в том, что в действительности хотите от жизни. А может, однажды утром вы проснулись, взглянули на свое отражение в зеркале и подумали: есть ли нечто большее в этой сумасшедшей кутерьме под названием жизнь?
Не волнуйтесь, вы не одиноки. На страницах этой книги вы окажетесь в компании многих великих мыслителей и философов, которые лицом к лицу сталкивались с ничтожностью существования и в конце концов пришли к обновленному и жизнеутверждающему осознанию его значимости.
Все люди стремятся, чтобы их жизнь была значимой, стоящей и имела смысл. Как выразился однажды известный социальный психолог, профессор Рой Баумайстер, «мы заточены под поиск смысла жизни»[1]. Отсутствие смысла воспринимается как серьезная проблема на психологическом уровне и способствует депрессии и даже самоубийству[2]. Для мотивации полноценного существования и для того чтобы чувствовать, что жизнь стоит того, чтобы ее жить, важен смысл жизни[3]. Ряд исследований показали, что люди, имеющие сильное чувство цели в жизни, живут дольше[4]. Виктор Франкл, известный психиатр, переживший Холокост, отметил это во время своего пребывания в концентрационном лагере. Только те, кому удалось сохранить чувство цели в таких невыносимых условиях, имели шанс выжить. Он любил приводить цитату из Ницше: «Если у человека есть зачем жить, он выдержит любое как»[5].
Проблема в том, что западная цивилизация все реже может удовлетворительно и честно ответить на неизбежный вопрос «зачем?». На протяжении всей истории человечества большинство цивилизаций отвечали на вопрос о смысле существования, формируя и предоставляя человеку определенный культурный контекст, включавший в себя ответы на основные жизненные вопросы. Когда наши предки озадачивались вопросом: «Как я должен прожить свою жизнь?», они обращались к своей культуре: к устоявшимся традициям, верованиям и институтам, которые подсказывали и направляли. Эра современной культуры расшатала старые основы, помогавшие понять смысл жизни. Современная наука улучшила материальные условия нашей жизни, но разорвала связь старой системы ценностей и толкований, не предоставив взамен нового прочного основания, на которое могли бы опираться наши ценности и на котором мы могли бы базировать смысл жизни. Эксперт в области истории этики и морали, шотландский философ Аласдер Макинтайр замечает, что ценности современного западного мира построены на осколках устаревшего мировоззрения, которое утеряло свой смысл[6]. Западные общества унаследовали определенные ценности, но потеряли контакт с более широким мировоззрением, которое лежало в их основе и определяло их. И теперь влияние присущего Западу секулярного и индивидуалистического мировоззрения в мире лишь растет[7].
С точки зрения современного идеалистического мировоззрения, вы можете найти свой собственный смысл жизни и проторить уникальный путь на основании избранных ценностей. К сожалению, вместо того чтобы чувствовать свободу и раскрепощенность, мы часто испытываем лишь пустоту. Мы работаем больше, искусней, эффективней прошлых поколений, но все чаще не можем объяснить себе, зачем так стараемся. Какова конечная цель нашего утомительного и нудного труда? Мы по своей воле попадаем в так называемую «ловушку занятости», которую так точно описал американский эссеист Тим Крейдер: «Занятость выступает в качестве экзистенциального утешения, своего рода преграды от пустоты; разумеется, ваша жизнь не может быть никчемной, или обыденной, или бессмысленной, если вы так заняты, ваш день расписан поминутно и вы нужны каждый час своего дня»[8]. Вы делаете все возможное, чтобы поддерживать это чувство занятости и срочности, лишь бы не чувствовать скуку, страх остаться один на один со своими мыслями. Кажется, люди готовы взять на себя достижение любой цели, которую поставит им кто-то вышестоящий, лишь бы не думать о том, что на самом деле они хотели бы сделать со своей жизнью. Это объясняет особенности современного существования, о котором пишет философ Иддо Ландау: «Многие посвящают больше времени вечером на решение вопроса о том, в какой ресторан пойти или какой фильм посмотреть, чем они тратят за всю свою жизнь на раздумья о том, как сделать свою жизнь более осмысленной»[9].