Джону Саулу и Майку Саку за пятнадцать лет противоречивых предсказаний, насмешек и бесценных советов.
ГЛАВА 1
Шестой день рождения Грайан Омсворд стал также последним днем ее детства. Девочка была мала ростом для своих лет, ее познание мира ограничивалось в основном ее домом, и к взрослению, таким образом, Грайан была подготовлена плохо. Старшая из двоих детей Араден и Бьорнлифа Омсвордов, домохозяйки и учителя литературы, Грайан всю свою жизнь прожила в Восточных Землях, в долине реки Рэбб — благополучное дитя из благополучной семьи. Их дом был похож на гостиницу: люди постоянно приходили и уходили. Это были или студенты ее отца, или литературные агенты, зарабатывающие на его писательском даре, и просто путешественники со всех концов Четырех Земель. Сама Грайан еще не покидала родного дома и только начинала понимать, как огромен окружающий мир. И вот в одночасье она лишилась всего, что было ей дорого и привычно.
Ничто во внешнем облике Грайан не указывало, что она сможет пережить последующие потрясения. Но необычные способности девочки некоторым образом проявлялись в сверкающем взгляде голубых глаз, проникающем прямо в душу. Посетители, неосторожно пытавшиеся всмотреться в эту голубую глубину, неожиданно для себя быстро отводили глаза. Девочка никогда не вступала в разговоры с незнакомыми мужчинами и женщинами, ничего ни у кого не просила, но после встречи с ней у людей оставалось смутное и необъяснимое чувство утраты. Грайан, со свободно распущенными длинными темными волосами, частенько бродила без всякой видимой цели по дому и двору или тихонько сидела в уголке комнаты и слушала разговоры взрослых. Она создавала свой собственный, тщательно охраняемый от посторонних, мир. Упрямая и непокорная, она, однажды приняв решение, редко изменяла его. Время от времени родители пытались повлиять на дочь угрозами или уговорами, но, в конце концов, признавали свое бессилие. Грайан стремилась утвердить собственную индивидуальность, отстаивая свою позицию в спорах и бросая вызов окружающим. Чаще всего это заканчивалось длинными нравоучениями или домашним арестом, что принималось девочкой без возражений. Впрочем, иногда ей удавалось настоять на своем. В любом случае Грайан редко задумывалась о последствиях своих действий, и больше всего ее раздражала необходимость подчиняться чужой воле.
Однако такое поведение не было просто проявлением характера: таким образом давал знать о себе магический дар, время от времени проявлявшийся в роду Омсвордов. Еще в раннем детстве Грайан обнаружила, что она отличается от своих родителей, их друзей и знакомых. Этот дар связывал девочку с наиболее прославленными представителями рода Омсвордов — Брин и Джайром, Паром и Колом. Как только проявился этот особый талант, родители постарались объяснить дочери ее исключительность. Грайан от рождения обладала магией песни желаний — скрытой силой, проявляющейся в роду Омсвордов через четыре–пять поколений. Загадай любое желание, пой о нем, и оно обязательно сбудется. Старшие Омсворды не были свидетелями проявления этого дара, так что никто не мог толком объяснить, как он действует, но об этом волшебстве их предками были сложены легенды и сказки, относящиеся еще к временам великой королевы Рен, их прародительницы. Так что отец и мать сразу поняли, с чем имеют дело, когда их дочь при помощи простой песенки склоняла стебли цветов или отгоняла злую собаку. Поначалу Грайан пользовалась своим даром от случая к случаю, не догадываясь, что магия песни желаний присуща только ей одной. Она думала, что такой способностью обладают все окружающие. Родители постарались объяснить дочери ее непохожесть на остальных, научили ее контролировать свой дар и хранить его в тайне от посторонних. Смышленая от природы, Грайан быстро поняла, что обладает силой, которая может вызвать зависть и страх окружающих. Она с удовольствием слушала рассказы родителей о волшебстве, но не придавала большого значения их предупреждениям об опасности применения магических сил, ее мало заботили цели, которым должен служить ее дар. Грайан быстро смекнула, что проще согласиться с родителями, скрывая при этом собственные мысли.
Итак, к тому времени, когда ее детство неожиданно оборвалось, Грайан добилась немалых успехов в овладении магией песни желаний. Она приспособилась обходить наставления родителей, запрещавших использовать волшебный дар в полную силу. Грайан, поверив в свою исключительность, укрылась за броней упрямства и создала собственный замкнутый мир, в котором безнаказанно могла наслаждаться магическим наследием. Этот детский мир был гораздо совершеннее и ярче мира взрослых, и Грайан ни за какие блага не согласилась бы с ним расстаться. Именно волшебный дар и умение управлять им сохранили ей жизнь. Но тот же самый дар, хотя и не по вине Грайан, стал причиной гибели ее родителей и младшего брата.
В своем вымышленном мире Грайан уже за несколько недель до рокового нападения почувствовала что–то неладное. О приближении несчастья говорили почти неуловимые и незаметные для ее родителей признаки. Предвестники несчастья носились в воздухе — они таились в запахах и звуках, предупреждая о присутствии темных сил. Грайан слышала их присутствие в звуках собственного голоса, когда использовала магический дар, чувствовала изменения температуры, как было всегда в случае опасности. Но она не могла, как это бывало раньше, определить источник угрозы. Раз или два Грайан замечала почти неуловимые движения теней, возможно, это был один из оборотней, как ей сказали потом. Всегда неуловимые, они всегда находились рядом.
Девочка ничего не говорила родителям, поскольку ничем не могла подтвердить свои страхи, и ее опасения можно было бы принять за игру воображения. Тем не менее, Грайан была настороже.
Их дом стоял на краю кленовой рощи, окна выходили на плоскую зеленую долину реки Рэбб, простирающуюся до самых предгорий Зубов Дракона. С западной стороны никто не мог подойти к дому незаметно, но с трех других сторон подступы были закрыты деревьями и кустарником. Время от времени Грайан обследовала окрестности, пытаясь найти источник своих тревог, но пришельцы были слишком осторожны, и ей никогда не удавалось их обнаружить. Некая угроза пряталась от нее, избегала встреч, удалялась при ее приближении, но всегда возвращалась. Девочка постоянно ощущала на себе чей–то взгляд. Но существо было слишком хитрым и не позволяло обнаружить себя до срока.
Грайан, конечно, была напугана, но голову от страха не теряла. Она считала страх просто не заслуживающей внимания досадной неприятностью, которой не следовало поддаваться. В конце концов, девочка решила спросить отца о возможных врагах, угрожающих ей или их семье, но тот только улыбнулся в ответ и сказал, что ни у кого нет причин желать им зла. В ответе отца звучала спокойная уверенность преподавателя, объясняющего урок, и у Грайан не было причин сомневаться в его словах.
Фигуры в черных плащах появились перед рассветом, когда первые отблески зари едва обозначили тени окружающих предметов. Пришельцы убили старого Барка — пса, вышедшего из конуры взглянуть на ранних гостей. После этого уже нельзя было ошибиться в намерениях пришельцев.