Предисловие
У слова «трагедия» в русском языке имеется несколько значений. Одно из них: потрясающее событие, тяжелое переживание, несчастье. Война сама по себе — трагедия для общества. Но общество — это совокупность индивидуумов, а проще — людей. У каждого своя жизнь, своя судьба и трагедии свои. Нам не под силу рассмотреть судьбу каждого участника событий, произошедших в Финском заливе во второй половине 1941 г. Однако можно выбрать несколько наиболее значимых, знаковых явлений и взглянуть на них через деятельность конкретных персоналий. При этом попытаемся не описывать события, что во многом уже сделано, а ответить на вопрос «Почему так произошло?».
Задача эта очень сложная, и прежде всего по двум причинам.
Первая заключается в том, что для ответа на вопрос о причинах произошедшего надо очень точно и подробно знать — а что, собственно, произошло? И то, что на тему Финского залива начала Великой Отечественной войны много написано, ровным счетом ничего не меняет. Прежде всего, как это ни парадоксально, фактически отсутствует доступное официальное описание тех событий. Действительно, если нам захочется сейчас уточнить или просто освежить в памяти историю Великой Отечественной войны на море, то что взять с книжной полки? Публикаций много, а официального издания, гарантом достоверности содержания которого было бы государство или его Военно-Морской флот — нет. Единственная книга, претендующая на официоз, это «Боевой путь советского Военно-Морского Флота», выдержавшая четыре издания и последний раз вышедшая в 1988 г. Несмотря на очень представительный авторский коллектив, она ничем нам не поможет. Даже если не брать ее откровенно пропагандистскую направленность, в таком объеме внятно описать историю отечественного ВМФ за 70 лет просто не реально.
Вполне доступна для любого заинтересованного «История Второй мировой войны. 1939–1945» в двенадцати томах. Но и там всем событиям на Балтике в 1941 г. посвящено только несколько абзацев. Из несекретных изданий можем еще воспользоваться третьим томом «Морского атласа» и описанием к нему издания 1959 г. Правда, доступным его назвать сложно: официально в продажу «Атлас» не поступал да и далеко не во всех библиотеках он есть. Однако именно в этом издании содержится наиболее вразумительное изложение хотя бы основных событий Великой Отечественной войны на море.
И все-таки несколько официальных книг, посвященных Великой Отечественной войне на море, существует. Прежде всего это многотомное закрытое издание, которое так и называется «Хроника Великой Отечественной войны на море», вышедшее во второй половине 40-х годов, то есть по горячим следам. В нем каждому полугодию на каждом театре военных действий посвящен отдельный том. К сожалению, из-за своей секретности для большинства людей эта «Хроника» осталась не известной. В 90-х годах ее рассекретили, но теперь она сохранилась лишь в единичных экземплярах в библиотеках нескольких военно-морских учебных заведений. Кстати, том посвященный Балтике за второе полугодие 1941 г. раза в три тоньше, чем тома, посвященные, например, какому-либо полугодию 1943 г. Это говорит о том, что даже в таком издании о начале войны старались писать поменьше.
В 1962 г. вышел трехтомный военно-исторический очерк «Военно-Морской флот Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» под общей редакцией адмирала Л.A. Владимирского. Для своего времени это был выдающийся труд, и по сей день он, по-видимому, является наиболее полным и объективным описанием военных действий на море в годы той войны. Кому посчастливилось держать в руках все три тома, мог обратить внимание, что предисловие к изданию находится в… последнем томе, где как раз описываются военные действия на Балтике. Им же посвящен сравнительно большой объем предисловия, где ни слова не сказано о Северном или Черноморском флотах. Создается впечатление, что это предисловие здесь появилось отнюдь не для читателей, для них в каждом томе имеется введение, а для демонстрации политической благонадежности. Отчасти так оно и было, поскольку судьба трехтомника решалась на уровне ЦК КПСС. Дело в том, что у него имелись противники — например, в лице адмирала В.Ф. Трибуца, командовавшего Краснознаменным Балтийским флотом в годы войны. И дело не в том, что он был не согласен с описанием тех или иных событий (с бывшим командующим постоянно консультировались) — просто никогда до этого действующий флотский военачальник не подвергался, хоть и совершенно не явной, критике за свою деятельность в годы войны. К сожалению, секретность и малотиражность сделали военно-исторический очерк «Военно-Морской флот Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» совсем не замеченным для широкого круга читателей.
Таким образом, хотим мы того или нет, но без описания событий нам будет не обойтись. Однако постараемся отвлекаться от главной нашей задачи, выяснения причин, приведших к трагическим событиям лета — осени 1941 г., только тогда, когда общедоступные источники по этому поводу или молчат, или очень много не договаривают.
Здесь хочется остановиться еще на одном источнике информации — Центральном Военно-морском архиве (ЦВМА) в городе Гатчина. Как правило, у большинства людей, в архиве никогда не работавших, не совсем правильное представление об этом учреждении. Им кажется, что там есть все и все доступно. Ни то, ни другое! ЦВМА обладает уникальными коллекциями личных дел офицерского состава, протоколов партийных и комсомольских собраний, ведомостей уплаты партвзносов, приемных актов вновь построенных кораблей, исторических журналов… Но если понадобятся боевые документы периода Великой Отечественной войны, то тут проблемы. Обратимся к нашей теме. В архиве имеются отчеты по обороне и эвакуации Таллина и Ханко, отчеты о боевой деятельности эскадры, соединений ОВР и ВВС флота за 1941 г. Но это все документы, написанные через год после того, как… Там все выверено, сформулировано, правильно расставлены акценты и т. д. Утверждены эти отчеты Военным советом флота, лицами, кровно заинтересованными.
Безусловно, там содержится масса интереснейшей достоверной информации, которой мы будем в дальнейшем пользоваться, но работа с этими отчетами зачастую создает впечатление, что действия сил происходят как бы вне всякой связи с предшествующими событиями, а решения командования не просто правильны, а единственно возможные в этих условиях. Поэтому хорошо было бы посмотреть Решения[1]соответствующих начальников на планируемые действия, то есть понять, каков был их замысел и на чем он основывался. Но именно эти документы в архиве отсутствуют.
Или взять хотя бы оперативные и разведывательные сводки. До 22 июня 1941 г. они подшиты в соответствующие дела, и мы с ними еще познакомимся, а затем они исчезают и вновь появляются лишь в 1943 г. Что, их все это время не существовало? Нет, например, разведуправление регулярно готовило свои донесения, но в архиве их нет. И подобных случаев предостаточно. Так что в ЦВМА, к сожалению, во многом отсутствует целый пласт документов, относящихся как раз к замыслам командующих на предстоящие действия. А потому иногда очень трудно понять, насколько результат соответствовал задуманному.